Время новостей
     N°231, 17 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.12.2002
Другая Америка
«Стильная штучка» на московских экранах
Бойкая юная барышня покидает дом родной, Алабаму, и постылого муженька-лузера, переселяется в Нью-Йорк, становится знаменитым модельером и собирается выйти замуж за сына нью-йоркской градоначальницы. Но вот незадача, лузер развода не дает, и барышне приходится ехать в южную американскую глубинку, чтобы парня уговорить. Тут-то перед ней и встает нешуточная дилемма: на одной чаше весов -- деньги, слава и перспективное замужество, на другой -- вечные ценности, сливовый пирог к чаю и любящий лузер в придачу. И хоть бы одна кинодурочка взяла да и выбрала первое. Так нет, подавай пирог с ценностями и любовь со школьной скамьи.

В оригинале комедия Энди Теннанта носит название Sweet Home Alabama. К слову, этот милый штат, духовная родина Ку-клукс-клана, спровоцировал Гражданскую войну в США (так называемая Алабамская платформа требовала узаконить рабство не только в южных, но и в северных штатах), а меньше полувека назад в его милой столице Монтгомери чернокожих американцев сажали в тюрьму, если они вовремя не уступали белым места в общественном транспорте. Ну, как тут не проникнуться очаровательным своеобразием американского юга? Впрочем, теперь алабамские расисты присмирели и заняты театрализованными представлениями на открытом воздухе, в которых воссоздается ход важнейших сражений той самой Гражданской войны. Зрелище холма, усыпанного «трупами» конфедератов, среди которых героиня разыскивает своего папочку, -- единственный забавный момент фильма. Удачных шуток почти нет, да и от всего этого проекта за версту несет второсортным голливудским шаблоном.

Меж тем в американском прокате «Стильная штучка» имела огромный успех: 125 млн долларов -- это для «женской комедии» почти рекорд. Причины две: одна -- личная, другая -- общественная. Личная -- это, понятное дело, исполнительница главной роли Риз Уитерспун, знакомая нам по «Плезантвилю» и «Блондинке в законе». 26-летняя актриса перестала играть подростков, выставлять вперед упрямый подбородок и глядеть на мир широко раскрытыми глазами жизнерадостной девушки из группы поддержки на бейсбольном стадионе. Теперь в ней куда больше обаяния и мягкого изящества, а новое поколение американских кинозрителей уже готово увидеть в ней вторую Джулию Робертс. Это подтверждают и гонорары: если за первую серию «Блондинки в законе» Уитерспун получила миллион долларов, то за вторую ей причитается в 15 раз больше. Так что из-за Уитерспун на «Стильную штучку» сходить все же можно. Потеряете пару сотен рублей и два часа времени, зато сможете поприсутствовать при рождении новой звезды.

Вторая причина посложнее. После печальных событий годичной давности в США стали пользоваться популярностью фильмы, построенные по следующей нехитрой схеме: герои, непохожие на нас с вами, завоевывают нашу любовь и сочувствие. В американском кино стал культивироваться образ доброжелательного чужака, другого, но симпатичного. И пусть он ведет себя эксцентрично, но уж конверт с сибирской язвой точно подсылать не станет. Первой ласточкой стал сенсационный коммерческий успех плосковатой комедии «Большая греческая свадьба», посмотрев которую, американцы вдруг обнаружили, что живут в многонациональной, мультикультурной стране. В «Стильной штучке» эксплуатируются «маленькие различия» между мегаполисами и консервативной глубинкой. «Все мы разные, но все такие милые-милые», -- сообщают нам авторы фильма. Все это очень познавательно, но одной сладости для хорошей комедии недостаточно. А о существовании соли и перца авторы и не подозревают.

Алексей МЕДВЕДЕВ