Багдад и Москва начинают ссориться. Пока из-за вопроса, который можно было бы счесть частным, так как речь идет о коммерческом контракте между иракцами и российской компанией ЛУКОЙЛ. Однако щекотливость исторического периода, переживаемого Ираком, и огромная цена проблемы (контракт касается разработки гигантского иракского месторождения «Западная Курна-2» с запасами нефти до 15 млрд баррелей) выводят проблему на государственный уровень.
Настойчиво
пытаясь отвести от Ирака угрозу американского военного вторжения, Россия, казалось, вправе рассчитывать на бессрочную благодарность иракских властей. Но вместо «спасибо» россияне получили от Багдада пощечину. Так и не иначе выглядит демарш иракцев, которые накануне минувших праздников уведомили ЛУКОЙЛ о расторжении контракта по «Западной Курне-2».
Причиной разрыва, как объяснил министр нефти Ирака Амер Мухаммад Ар-Рашид в письме президенту ЛУКОЙЛа Вагиту Алекперову, стала «неспособность» российской компании выполнить обязательства по контракту, подписанному в 1997 году. Но такие обвинения звучат уже более трех лет. В июле 1999 года тот же г-н Ар-Рашид уже выдвигал ЛУКОЙЛу ультиматум: или начинать работы, или контракт будет разорван. На размышление давалось две недели. Тогда скандал был замят, но в наказание ЛУКОЙЛ был лишен квоты на экспорт иракской нефти.
В ЛУКОЙЛе всякий раз отвечали, что вложить деньги в разработку месторождения-гиганта мешают санкции ООН.
«В Ираке работают десятки компаний, среди них много российских, включая «Зарубежнефть» и «Машиноимпорт». Почему другие могут работать в режиме санкций против Ирака, не нарушая этого режима, а ЛУКОЙЛ не может? Россия -- великая держава, имеющая большие интересы в нашем регионе, и она не изменит своей позиции из-за нескольких баррелей нефти, -- заявил вчера посол Ирака в России г-н Аббас Халаф Кунфуд, добавив на хорошем русском языке любимую фразу российского президента: «Как говорят в России, мухи отдельно -- котлеты отдельно».
Очевидно, иракцы подозревают ЛУКОЙЛ чуть ли не в намеренном саботаже. Более того, неофициально иракцы говорят, что чашу их терпения переполнила информация о поведении г-на Алекперова на энергетическом американо-российском бизнес-саммите в Хьюстоне в октябре. Там г-н Алекперов якобы провел переговоры с министром энергетики США Спенсером Абрахамом о добыче нефти в Ираке после возможного свержения президента Саддама Хусейна. Корреспондент газеты «Время новостей», освещавший ход саммита, сомневается в этом: американский министр все время был на виду у журналистов, в то время как глава ЛУКОЙЛа лишь выступил на заключительной сессии и сразу же улетел из Техаса.
Но источники газеты «Время новостей» в МИДе России также высказывают мнение, что иракцы имеют претензии лично к Алекперову. Обращает внимание и то, что две другие компании, подписавшие контракт с иракцами по «Курне», «Зарубежнефть» и «Машиноимпорт», никаких, как выяснила наша газета, злобных писем из Багдада не получали. ЛУКОЙЛу в этом контракте принадлежит гораздо более существенная доля -- 68%, а «Зарубежнефти» и «Машиноимпорту» -- по 3,25%. Иракцы предлагают Москве пересмотреть контракт так, чтобы совсем лишить частную компанию ЛУКОЙЛ ее доли в пользу государственных российских нефтяных компаний.
Вагит Алекперов опроверг все обвинения. «Экономических позывов (для расторжения. --
Ред.) не было. Сегодня ситуация не отличается от того, что было два года назад», -- заявил он. Юристы ЛУКОЙЛа подготовили справку, из которой следует, что отменить подписанный контракт может лишь суд Женевы -- так записано в соглашении. Кроме того, за три месяца до этого Багдад должен официально уведомить ЛУКОЙЛ как оператора о своем решении и указать, какие пункты соглашения не были исполнены, а этого не сделано.
В Москве надеются, что ситуацию по «Курне» снова удастся отыграть назад. Проблема лишь в том, что Багдад выбрал очень неудачное время для выказывания недовольства отдельно взятой российской компанией. А российский голос в Совбезе ООН -- это все-таки не мухи на иракских котлетах. Зато в Вашингтоне потирают руки. «Действия Багдада лишают Россию важного стимула противодействовать военной акции против Ирака. Сам по себе Саддам Хусейн не настолько симпатичен, чтобы его просто так защищать», -- прокомментировал ситуацию источник в Белом Доме США.