|
|
N°230, 16 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Эмигрировавшая живопись
Вчера в Бостонском музее изящных искусств открылась выставка «Впечатления света: французский пейзаж от Коро до Моне». 150 произведений из коллекции музея рассказывают о развитии того направления пейзажной живописи, которое принято называть «пленэризм». Помимо живописи выставлены пастели, акварели, рисунки, гравюры и фотографии. Развитие французской пейзажной живописи второй половины XIX века у большинства ассоциируется исключительно с импрессионизмом. Научная ценность новой выставки в том, что авторы знакомят зрителей с творчеством малознакомых живописцев (Поль Юе, Карл Бодмер, Антуан Шантрей), долгое время бывших в тени Коро, Писсарро и Дега, а также тех знаменитых, которые в какой-то момент утомились проецировать на холст мир, отраженный сетчаткой глаза. Гоген, Ван Гог, Синьяк, Редон искушение импрессионизмом благополучно преодолели ради своих собственных живописных систем.
И все-таки импрессионизм в залах -- главный козырь. В 1888 году Клод Моне писал своему дилеру Полю Дюран-Руэлю: «Все мои картины отправились в Америку, и это сокрушает мне сердце». Большинство экспонатов новой выставки пополнило фонды Музея изящных искусств Бостона еще в начале прошлого века. На рубеже столетий XIX и XX Бостон был центром модного французского искусства в Америке. В 1892 году аж сорок картин того же Моне украшало собрания бостонских коллекционеров. В 1911 году первая персональная выставка Клода Моне в Америке открылась именно в Бостонском музее. И чего мсье Моне так печалился? Не сокрушаться надо сему факту, а радоваться.
Сергей ВАЛЕРЬЕВ