|
|
N°230, 16 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Призрак «Китайнефти»
Госдума против продажи «Славнефти» китайской госкомпании
Приватизация «Славнефти» вызвала настоящий переворот в отношении к российской нефтяной отрасли. Вчера почти все депутаты Госдумы, некоторые правительственные чиновники и менеджеры некоторых нефтекомпаний посчитали необходимым заявить о том, что продажа нефтяных активов иностранным компаниям не вписывается в энергетическую стратегию России. Такое единодушие, судя по всему, вызвано тем, что уже определились участники аукциона, который состоится 18 декабря: после того как в минувшую среду от участия отказался «Сургутнефтегаз», борьба, очевидно, развернется между «Сибнефтью» и ТНК с одной стороны и государственной китайской China National Petroleum Corporation (CNPC) -- с другой.
Лидер СПС Борис Немцов вчера высказал причины, по которым нельзя продавать государственные 74,95% акций «Славнефти» государственной китайской компании. «В случае ее победы она («Славнефть». -- Ред.) может быть использована для решения Китаем не только экономических, но и политических проблем, -- заявил г-н Немцов. -- Фактически у китайского руководства в этом случае может появиться новый рычаг воздействия на Россию». По его мнению, ни одна держава не допускает продажи своих стратегически важных объектов иностранцам, «удивительно, почему руководство страны не думает об этом».
Аналогичную точку зрения высказывали и депутаты Госдумы. А лидер группы «Регионы России» Олег Морозов даже попытался найти юридическое обоснование для отказа китайцам в участии в аукционе: закон о приватизации запрещает участие в аукционе предприятиям, доля государства в которых превышает 25%, и эта норма, по его мнению, распространяется и на иностранные компании. Г-н Морозов написал обращение к правительству, призывающее строго соблюдать эту норму, и оно вчера вечером было поддержано подавляющим большинством депутатов Думы.
Правда, известный юрист Александр Добровинский, специализирующийся на спорах в топливно-энергетической сфере, полагает, что депутаты «полезли в чужой огород со своим уставом»: если бы данная норма распространялась на иностранцев, сказал он газете «Время новостей», то в законе это было бы прописано. Да и в международной практике, по его словам, были случаи, когда в приватизационных торгах участвовала иностранная госкомпания, «например, когда приватизировалась компания Renault». Правда, в нефтяной сфере подобных случаев юрист не припомнит.
Тем не менее, по информации газеты «Время новостей», вчера до поздней ночи в Российском фонде федерального имущества (РФФИ) обсуждали возможность участия CNPC в аукционе. О том, какое было принято решение, глава фонда Владимир Малин сообщит завтра утром.
Впрочем, эксперты довольно скептически относятся к тому, что CNPC будет готова заплатить за «Славнефть» астрономическую сумму. Ведь помимо того, что ей в случае победы придется по высокой цене выкупать долю миноритарных акционеров российской нефтекомпании, существует риск потери «Славнефтью» в следующем году контроля над ее дочерними предприятиями.
Кроме этого, считают они, CNPC вряд ли будет заинтересована в развитии нефтепереработки и сбыта нефтепродуктов в самой России, так как ей более интересен экспорт сырья в Китай. Следовательно, НПЗ и заправки она, скорее всего, либо перепродаст, либо просто не станет активно вкладывать в их развитие, что опять-таки не слишком вписывается в энергетическую стратегию.
Вряд ли политики и эксперты готовы пойти в определении энергетической стратегии так далеко, чтобы вообще отказать иностранцам в праве покупать российские нефтяные активы. Прецедент, против которого они протестуют, заключается скорее в возможности не просто участия, а установления полного контроля над крупной нефтяной компанией. Причем контроля специфического -- не со стороны частного бизнеса, а фактически со стороны иностранного государства.
Николай ГОРЕЛОВ