|
|
N°230, 16 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мертвые «герои» Кизляра
Салман Радуев скончался в тюремной больнице
Один из самых одиозных чеченских полевых командиров Салман Радуев умер в субботу в больнице города Соликамска (Пермская область). Террориста, отбывавшего в одной из местных колоний пожизненный срок за захват заложников в Кизляре и бойню в селе Первомайском, доставили туда неделю назад с диагнозом гемморрагический васкулит (воспаление стенок мелких кровеносных сосудов) и язва. По словам руководителей ГУИН, первое заболевание у Радуева -- и ставшее главной причиной смерти -- было хроническим, и о нем знали сотрудники тюрьмы. Однако люди, общавшиеся с чеченцем, уверяют, что впервые об этом слышат, и еще несколько месяцев назад он ни на какие болезни не жаловался. Более того, Радуев рассчитывал на возможное изменение пожизненного приговора президиумом Верховного суда и даже готовился к участию в президентских выборах в Чечне.
Как отмечают соратники Радуева, его гибель подозрительна в первую очередь тем, что в августе столь же скоропостижно и загадочно в колонии Екатеринбурга умер другой сподвижник Аслана Масхадова -- Турпал-Али Атгериев. Он также отбывал 15-летний срок за «поход на Кизляр». Диагноз смерти Атгериева был похож на радуевский -- кровоизлияние в мозг вследствие лейкоза. Тогда, как и в случае с Радуевым, родственники Атгериева утверждали, что никаких признаков лейкоза у него никогда не наблюдалось.
Прославился Радуев в 1996 году, когда вместе с Атгериевым во главе отряда боевиков совершил рейд на дагестанский город Кизляр, где захватил больницу, а потом вместе с заложниками переехал в село Первомайское и несколько дней вел бой с федеральными войсками. В итоге были убиты около 80 и ранено несколько сот человек. Боевики тогда благополучно вышли из окружения, а Радуев потом возглавил «Армию имени Дудаева» и брал на себя ответственность чуть ли не за все теракты, совершенные в России в 1996-1999 годах. На него было совершен ряд покушений, и врачам несколько раз приходилось собирать его череп буквально по кусочкам, за что Радуев получил прозвище Титаник. В марте 2000 года спецслужбы арестовали Радуева, когда он приехал в Гудермес к знакомым, рассчитывая перебраться в Азербайджан. Вскоре за решетку попал и Атгериев.
Власти вчера уверенно заявляли: оба чеченца умерли естественной смертью. Однако, по мнению людей, знавших Радуева и Атгериева, общего в их загадочных смертях предостаточно. Полевые командиры были посвящены во все закулисные тайны первой чеченской кампании, игры на заложниках. И когда Радуев и Атгериев попали в тюрьму, спецслужбы вели с ними оперативные игры. Так, арест Атгериева ФСБ больше месяца держала в тайне, пытаясь получить от него нужную информацию, но чеченец ответил категорическим отказом. Радуев, правда, оказался более сговорчивым. Он давал показания по всем интересующим следователей вопросам, в частности, этой весной под видеозапись подробно рассказал о своих отношениях с Борисом Березовским и о контактах олигарха с другими видными сепаратистами. По нашей информации, именно после этого Генпрокуратура заявила, что подозревает Березовского в финансировании как лидеров сепаратистов в целом, так и их отдельных операций. Вновь следователи навестили Радуева в тюрьме Соликамска уже недавно -- чтобы взять показания на задержанного в Дании Ахмеда Закаева. Как говорят знавшие его люди, за время ареста Радуев рассказал уже почти все, что знал, и сейчас, очевидно, просто стал не нужен.
Атгериев и Радуев сами всегда отмечали, что обладают отменным здоровьем, и оба собирались продолжить политическую карьеру в Чечне.
«Я отбуду весь свой срок и вернусь на родину с высоко поднятой головой. Потом я планирую занять достойное место в новой Чечне», -- заявлял близким Атгериев. Радуев, несмотря на пожизненный срок, также рассчитывал, что он вскоре будет востребован на родине и его либо помилует президент, либо срок уменьшит президиум Верховного суда, который собирался рассмотреть этот вопрос в ближайшие месяцы. Были ли надежды Радуева подкреплены чьими-либо обещаниями, говорить сложно. Но, находясь в тюрьме, он подготовил «Программу развития Чеченской Республики», которую отправил президенту Путину, а в последние месяцы активно разрабатывал свою предвыборную программу кандидата на пост главы Чечни. По словам соратников Радуева, ни на какие болезни он не жаловался и утверждал, что рассчитывает прожить еще как минимум 50 лет. Вполне здоровым полевой командир выглядел и на недавней встрече с женой, которая прилетала к нему из Баку в начале осени.
На этом фоне происшедшее, естественно, стало неожиданностью -- у Радуева началось кровоизлияние в левый глаз и сильные боли в животе. 6 декабря его госпитализировали с диагнозами «геморрагический васкулит (воспаление стенок мелких кровеносных сосудов) неясного гинеза и язва двенадцатиперстной кишки». Все это сопровождалось обильным кровоизлиянием во внутренние органы. Как уверяют в ГУИН, медики больше недели боролись за жизнь чеченца, вводили ему крововосстанавливающие препараты и витамины, но все оказалось бесполезным, и в субботу Радуев умер. По словам врачей, васкулит Радуев заработал после многочисленных ранений в голову, а обострение болезни наступило из-за соблюдения полевым командиром длительного поста месяца Рамадан, который закончился как раз незадолго до его смерти.
Александр ШВАРЕВ