|
|
N°230, 16 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Съезд до обеда
Чеченцам дано право на референдум и выборы собственного президента
Пока Россия отмечала день Конституции, Чеченская Республика продолжала прорываться в российское конституционное пространство. Прямо накануне праздника в Гудермесе прошел съезд народов Чечни, в повестке дня которого значился единственный вопрос -- обсуждение республиканского основного закона. Проект конституции одобрили удивительно быстро, но еще быстрее на это событие откликнулся президент России Владимир Путин. Уже на следующий день после съезда он подписал указ о проведении референдума, который должен утвердить чеченскую конституцию. Все это позволит возглавляющему республику Ахмаду Кадырову побороться за изменение своего статуса и перейти из разряда назначаемых чиновников во всенародно избранные президенты.
Спешность, с которой г-н Кадыров организовал съезд в Чечне, подтверждает его желание перехватить инициативу у депутата Асламбека Аслаханова, обещавшего организовать такой же форум в Москве. В столице могли собраться «тяжеловесы» чеченской диаспоры, многие из которых недовольны политикой нынешней администрации. Добраться до Чечни, и уж тем более попасть на заседание им было бы непросто.
Сначала съезд планировали провести в Грозном. И члены московской делегации были до последнего момента уверены, что мероприятие состоится в чеченской столице, -- лишь когда автоколонна вслед за головной машиной ДПС пролетела поворот на Грозный, выяснилось, что съезд перенесли в Гудермес, где якобы безопаснее. Но и во втором по значению городе республики подходящего помещения не оказалось. Четыре сотни гостей, включая колоритных стариков в папахах, забились в актовый зал бывшего горкома КПСС. К свежевыкрашенному полу прилипали ноги, недостающие окна были забиты фанерой, а лепной орнамент нарисовали красками прямо на облезлых стенах. Лозунги, написанные по-русски и по-чеченски, возвещали о том, что сила -- в единстве. Их партийный подтекст можно было угадать: вместе с вооруженными до зубов охранниками Кадырова у газовой печки в холле грелись бойцы отряда Руслана Ямадаева, бывшего бригадного генерала, а ныне сопредседателя чеченской «Единой России».
Главная и самая бурная дискуссия на съезде развернулась вовсе не по проекту конституции. «Бомбу» взорвал приглашенный глава фракции СПС в Госдуме Борис Немцов. На правах почетного гостя он усомнился в том, что можно проводить референдум в республике, в которой продолжаются боевые действия. «Нам не нужна отложенная война», -- сказал г-н Немцов. В зале, заполненном в основном чиновниками из районных администраций, захлопали, и тогда Ахмад Кадыров, до тех пор хранивший ледяное спокойствие, рассердился не на шутку: «Мы сами знаем, что и как нам делать, -- сказал он, забрав микрофон у ведущего. -- Переговоры с кем надо ведутся, сотни людей через Кадырова сложили оружие, и ни один не арестован». Тут захлопали уже Кадырову.
Оставшиеся ораторы критики себе не позволяли, а только упоминали различные кадыровские заслуги. Более того, под конец из глубины президиума вдруг появился председатель Российской федерации армейского рукопашного боя г-н Письменный и сообщил, что за особые заслуги в спорте Ахмаду Кадырову присваивается третий дан и черный пояс. Решив, видимо, что в преддверии президентских выборов не мешает заняться президентским спортом, г-н Кадыров с удовольствием выбрался из-за стола, принял пояс и даже сделал в сторону публики восточный борцовский поклон.
А резолюцию съезда приняли единогласно, после чего муфтий Чечни Ахмед Шамаев призвал собравшихся к совместной молитве, которая плавно перешла в почтительное прослушивание российского государственного гимна. Весь съезд удалось провести до обеденного перерыва.
В результате в Гудермесе прошло, наверное, самое дисциплинированное собрание чеченцев за последнее десятилетие. Но назвать съезд представительным затрудняются даже члены его президиума. Министр правительства Чечни по делам печати и информации Бислан Гантемиров показал корреспонденту газеты «Время новостей» свой мандат с номером 391: «Никто меня сюда не выбирал, и в районах, насколько я знаю, никаких выборов не было». Жителей Гудермеса, которые о съезде в их городе узнали в последний момент, во двор горкома не пускали. А шестерых активистов общества «Жертвы войны», которые пытались развернуть перед зданием пикет, избили и задержали чеченские милиционеры.
Иван СУХОВ, Гудермес--Москва