|
|
N°229, 11 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Газпром» вырвался в лидеры
На этот раз -- рекламного рынка
Совет директоров «Газпрома» вчера не стал одобрять инвестиционную программу и бюджет компании на 2003 год. Менеджменту концерна не удалось убедить госчиновников, составляющих большинство в совете, в необходимости повышения тарифов на газ для российской промышленности на 40%, для населения - на 20%. В сообщении пресс-службы «Газпрома» говорится, что «совет директоров поручил правлению продолжить работу с министерствами и ведомствами по обоснованию оптовых цен на газ в РФ, доработать инвестиционную программу Общества на 2003 год и в январе 2003 года представить вместе с бюджетом для утверждения на совете». Поскольку вчерашнее заседание называют генеральной репетицией намеченного на сегодня заседания правительства, можно с уверенностью предположить: в лучшем случае решение о тарифах для «Газпрома» отложат, в худшем - утвердят предложения Минэкономразвития, ограничив рост тарифов 20% для всех потребителей.
Иного исхода «тарифной битвы» для газового монополиста и не предвиделось. Вчера же директора получили дополнительные аргументы. «Как может компания, которая намерена потратить почти 150 млн. долл. на рекламу, благотворительность и поддержку культуры и спорта, говорить о том, что ей не хватает денег на профильную деятельность и инвестиции?», -- говорит высокопоставленный правительственный чиновник. В проекте бюджета, представленном вчера совету директоров, на рекламные расходы предлагается направить 2,16 млрд рублей, или порядка 70 млн долл. Благотворительная деятельность компании и проведение культурно-массовых мероприятий оценивается еще в 750 млн. руб., программа поддержки спорта (инвестиции в команду «Формулы-1», сотрудничество с Госкомспорта и Олимпийским комитетом) - в 1,5 млрд. руб. Отдельно следует подчеркнуть, что все цифры приводятся только по головной компании, без учета дочерних структур.
По уровню только рекламных расходов «Газпром» является безусловным лидером рекламодателей на российском рынке, по выражению одного из экспертов «с непреодолимым отрывом». По некоторым данным, самый крупный в прошлом году рекламный бюджет среди компаний топливно-энергетического сектора был у ТНК, который оценивался всего в 4 млн. долл.
У специалистов рекламного рынка о планы «Газпрома» вызвали растерянность. По словам эксперта одной из крупнейших рекламных компаний, даже у самых щедрых рекламодателей, таких как Procter&Gamble, которые рекламируют чисто потребительские продукты (и закупают много эфирного времени), бюджеты не превышают 35-40 млн. долларов. «Я просто не представляю, на что они собираются потратить такие деньги, -- говорит он. - Это же 0,3% от всего рекламного рынка России». Другой эксперт отмечает, что «Газпрому» как солидной компании безусловно необходима имиджевая реклама, но для эффективного поддержания «имени» концерна с лихвой хватило бы вдвое меньшей суммы.
В сфере благотворительности и спонсорства культуры и спорта «Газпром» тоже впереди всех. Одна из самых «благотворительных» компаний России, ЮКОС, нашла для себя возможным потратить на эти цели в 2002 году 1,5 млрд рублей (у «Газпрома» эта цифра на 750 млн рублей больше). Активизация рекламной деятельности концерна пришлась на вторую половину года, когда «Газпром» стал спонсором доброй половины всех крупных шоу, мюзиклов и концертов в Москве и оказывал поддержку таким, казалось бы, «далеким» мероприятиям, как регата в Черном море. Неудивительно, что на одной из встреч с депутатами Госдумы, где представители «Газпрома» убеждали парламентариев отстаивать перед правительством 40-процентный рост тарифов, им сказали: «Сначала рекламные «растяжки» со своим логотипом в Москве уберите».
В «Газпрома» не стали комментировать ситуацию. При этом источник в компании сообщил, что данные вопросы находятся в компетенции члена правления «Газпрома», начальника департамента управления имуществом и корпоративных отношений Александра Красненкова. Сам он вчера докладывал на совете директоров вопрос о стратегии управления имуществом и был недоступен для комментариев.
В качестве «утешительного подарка» членам совета директоров была преподнесена программа сокращения затрат «Газпрома» в 2003 году общим объемом 42,989 млрд. руб. В частности, концерн намерен уменьшить операционные расходы на 28,989 млрд. руб. (из них текущие - на 12,959 млрд, финансовые - на 16,03 млрд), а инвестиции на 14 млрд руб. К примеру, по головной компании текущие расходы будут уменьшены на 6,26 млрд. руб. В том числе, 1,6 млрд. руб. - на покупку газа, 2,96 - на транзит. На административно-управленческие нужды центрального офиса предлагается выделить на 1 млрд рублей меньше, чем предполагалась (зарплату урезать на 200 млн рублей, а представительские расходы на 100 млн.). В рамках сокращения финансовых затрат «Газпром» собирается уменьшить выплаты дивидендов на 5 млрд. руб., а также снизить стоимость займов на 3 млрд рублей. Что касается инвестиций, то 9 млрд планируется сэкономить на капитальных вложениях, остальные 5 млрд руб. - на финансовых вложениях.
Алексей ГРИВАЧ