|
|
N°229, 11 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Новая экономика» со старыми проблемами
«Электронной России» мешают административные барьеры
Основные заказчики федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия» на 2002--2010 годы вчера вновь обсуждали стратегические приоритеты для России на пути ее вхождения в «новую экономику». Участвовавший в дискуссии замглавы Минпромнауки Андрей Фурсенко отметил, что путь к рубежам «новой экономики» не ограничивается лишь развитием и использованием инфокоммуникационных технологий (ИКТ) в различных областях. Тем не менее основное финансирование по программе, являющейся технологической базой для нового типа управления и новой структуры экономики, будет направлено на развитие и внедрение ИКТ.
Ольга Ускова, президент компании «Интеллектуальные технологии» (Cognitive Technologies), выполняющей ряд заказов «Электронной России», считает, что основная задача первого этапа программы -- организационная. Среди прочих проектов федерального уровня этот самый масштабный -- его заказчиками выступают восемь ведомств. Поэтому в течение этого и, вероятно, будущего года должны быть урегулированы все вопросы межотраслевого управления проектом и контроля за выполнением и финансированием мероприятий программы.
По ее мнению, сокращение бюджетного финансирования ФЦП примерно в пять раз -- до 600 млн руб. в текущем году и до 1,43 млрд руб. в 2003 году -- не является слишком большой проблемой. Однако в процессе «выбивания» бюджетных денег основные заказчики программы отвлеклись от ее содержательной части, считает г-жа Ускова. На момент обсуждения бюджета на 2003 год и объема финансирования ФЦП они не смогли обосновать требуемый объем средств, а также объяснить, почему из 600 млн руб., выделенных на этот год, в конце сентября -- начале октября было освоено не более 10--15%. К концу года эта сумма, вероятно, будет выбрана полностью, считает она, в противном случае можно потерять финансирование проекта в будущем.
В окончательном варианте бюджета на 2003 год депутаты прибавили немного денег на программу только благодаря инициативе регионов, проявивших повышенный интерес к проектам создания открытых информационных систем и систем электронных госзакупок. Не исключено, что это вызвано объективными причинами -- отсутствием опыта работы по программам такого масштаба. В то же время при отсутствии каких-либо форсмажоров в последующие годы «Электронная Россия» может рассчитывать на нормальное финансирование, так как депутаты признали ее одной из ключевых программ.
Кроме того, отметила она, на сегодня нет единых условий для выполнения госзаказа по программе. Только два заказчика -- Минсвязи и Минэкономразвития -- выбирают исполнителей на условиях открытого конкурса, а в Минобразования и Минпромнауки этот процесс непрозрачен.
Но особенно реализации ФЦП вредят министерские амбиции, сказала г-жа Ускова. Межведомственная комиссия, призванная координировать все ключевые аспекты в ее реализации, создана. Тем не менее сохраняется сложная система взаимодействия из-за того, что Минсвязи и Минэкономразвития слишком долго выясняли, кто должен возглавить процесс. До сих пор нет органа, занимающегося распределением бюджетных средств, а также ответственного за освоение денег. Нет и содержательного освещения внутренней деятельности по программе, грамотной аналитики в сфере ИКТ -- заказчики сами еще не вовлеклись в процесс.
«Я считаю, что в следующем году необходимо создать внешний орган, осуществляющий президентский надзор за реализацией программы», -- полагает г-жа Ускова.
В свою очередь руководитель департамента Минэкономразвития Церен Церенов отрицает наличие какой-то несогласованности в действиях министерств. В этом году были определены ключевые направления в реализации программы. Минэкономразвития совместно с Минсвязи провели анализ рынка, результаты которого будут представлены в ближайшее время, а также приступили к подготовке концепции законодательного регулирования использования ИКТ и совместно с Госкомстатом готовят статистические показатели, характеризующие этот сектор. По его словам, на следующий год определены три приоритета -- создание электронных административных регламентов, разработка концепции и межведомственных проектов по объединению государственных информационных ресурсов и ее реализация, а также подключение всех бюджетных организаций к Интернету. К концу 2003 года должны стартовать четыре-пять пилотных проектов по объединению информационных ресурсов, а с 2004 года начнется их масштабное внедрение. В будущем году министерство планирует начать работу по интеграции административной реформы и технологии «электронное правительство».
Основной целью программы «Электронная Россия» является обеспечение открытого доступа граждан к информации, перевод госорганов на электронный документооборот, обеспечение доступа к Интернету органов власти, бюджетных организаций в области науки, образования, здравоохранения, культуры, а также организация открытого диалога граждан с органами при помощи ИКТ. Кроме этого, в рамках программы планируется создать необходимую законодательную базу, системы регулирования в сфере ИКТ и сформировать систему подготовки кадров в этой сфере. Общий объем финансирования ФЦП запланирован в 76,15 млрд руб., в том числе 51% за счет федерального бюджета, 30% -- бюджетов субъектов РФ и 19% -- внебюджетных источников. Заказчиками программы выступают восемь ведомств, в том числе четыре ключевых -- Минсвязи, Минэкономразвития, Минобразования и Минпромнауки.
Надежда КОСТЮК