|
|
N°229, 11 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дизельный тормоз
Японские машины опять не пускают во Владивосток
Во владивостокском порту несколько сотен автомобилистов спорят сегодня, что лучше: разобрать только что привезенные из Японии машины на запчасти или утопить их в Амурском заливе. Оформить иномарки на таможне, как раньше, у них не получится. Дело в том, что ни у одного из перегонщиков нет необходимых экологических сертификатов на дизельные грузовики и микроавтобусы. Эти сертификаты стали обязательными после запрета на ввоз в Россию с 1 декабря грузовиков и автобусов с дизельными двигателями ниже уровня «Евро-1».
В результате на приморских складах только за первую неделю декабря скопилось более 500 дизельных машин. У их владельцев есть 15 дней для того, чтобы раздобыть заветные сертификаты, иначе машины придется везти обратно в Страну восходящего солнца. Просто бросить «железного коня» в порту невыгодно, так как предусмотренный за это штраф превышает стоимость транспортировки железного друга на его историческую родину.
Обеспокоены нововведениями и предприниматели, предоставляющие транспортные услуги. Дело в том, что во Владивостоке внутригородские грузовые и пассажирские перевозки осуществляются в основном на японских микрогрузовиках и автобусах, подавляющее большинство которых оснащено именно дизельными двигателями. Представитель одной из компаний, чьи автобусы обслуживают основные маршруты, заявил, что нынешнего автопарка на линиях хватит максимум на два года, после чего технику придется менять. Однако жесткие ограничения на содержание вредных веществ в выхлопных газах, по мнению бизнесмена, однозначно приведут к подорожанию автобусов и, как следствие, повышению платы за проезд на них.
«Мы каждый день ездим в таможню, но там один ответ -- представьте сертификат», -- рассказывает Константин Сенченко, чей дизельный микроавтобус прибыл в столицу Приморья на одном из последних теплоходов. Впрочем, таможенники и сами в замешательстве. «Сегодня мы рассматриваем образцы японских сертификатов, но пока неясно, соответствуют ли они параметрам «Евро-1», -- говорит начальник таможни Приморского края Сергей Ерошенко. По его словам, в полученных из ГТК РФ разъяснениях нет точного перечня документов, которые должны предоставляться на таможне, а также сведений о том, кто обязан выдавать покупателям машин экологические справки.
В ГТК подтверждают, что так называемые японские сертификаты не могут служить доказательством экологического соответствия дизелей. Как пояснила газете «Время новостей» глава пресс-службы ГТК Ирина Скибинская, «неразбериха возникла из-за того, что в правительственном распоряжении от 24 сентября не приведен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие машины параметрам выше «Евро-0». По ее словам, «в распоряжении сказано, что для определения экологических характеристик транспортных средств могут использоваться официальные письма завода-изготовителя или его полномочного представителя в России, подтверждающие соответствие указанным требованиям; сообщения, касающиеся официального утверждения типа транспортного средства, выданные административными органами государств -- участников Женевского соглашения 1958 г. и иные документы». «Названия же этих иных документов не указаны, -- признает г-жа Скибинская. -- Поэтому в ближайшие дни мы намерены дать официальное разъяснение, какие еще бумаги могут приниматься в качестве доказательства экологического соответствия».
Автовладельцы, застрявшие на владивостокской таможне, говорят, что в принципе не против сертификатов. «Пусть только нам скажут, какой именно документ нужен и где его взять, -- говорит г-н Сенченко. -- Дальше мы как-нибудь разберемся!» Очевидно, что научить японских торговцев подержанными автомобилями штамповать требуемые бумаги -- дело техники.
Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток, Ирина СКЛЯРОВА