|
|
N°229, 11 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Олег Сараев: Инвестпрограмма «Росэнергоатома» не изменилась
Генеральный директор госконцерна «Росэнергоатом» Олег САРАЕВ уверен, что правительство сегодня одобрит инвестиционную программу предприятия на следующий год. О планах атомщиков он рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Николаю ГОРЕЛОВУ.
-- Каковы предварительные итоги исполнения инвестиционной программы на 2002 год?
-- Мы должны были освоить 19,8 млрд рублей. Но в инвестиционной программе не были учтены прежде всего реорганизация концерна, которая завершилась в марте, и вступление в действие нового Налогового кодекса. Все это повлекло за собой издержки, которые невозможно было предусмотреть при формировании и внесении на утверждение инвестпрограммы. В частности, у нас появились значительные издержки, связанные с мгновенно образовавшейся ликвидностью кредиторской задолженности присоединившихся к концерну атомных электростанций. Преобразования тоже составили внушительную сумму. Кроме того, не сбылся наш прогноз объема стоимостного небаланса (когда на оптовом рынке цена для покупателя ниже отпускной цены продавца. -- Ред.) -- задолженность перед «Росэнергоатомом» выросла, хотя мы планировали, что она сократится (такая задача была поставлена правительством). Все это «вылилось» примерно в 7 млрд руб. и привело к тому, что доходы от инвестиционной составляющей в тарифе снизились до 16 млрд руб. Однако сама инвестиционная программа, как мы ожидаем, будет выполнена примерно на 17 млрд руб. -- из-за того, что мы не смогли получить денежные средства, мы, соответственно, не смогли и рассчитаться с подрядчиками за выполненные работы, и у нас образовалась кредиторская задолженность.
-- Что представляет собой проект инвестпрограммы на 2003 год?
-- По объектам капвложений программа не претерпела никаких изменений, планы, которые мы формулировали в конце прошлого года, остались и на 2003 год. Прежде всего необходимо продлить ресурс энергоблоков: в этом году мы планируем завершить эту работу на четвертом блоке Нововоронежской АЭС, а в 2003-м -- заняться первым блоком Ленинградской станции и приступить к Кольской АЭС. Кроме того, в 2003 году запланирован пуск третьего блока Калининской АЭС. Это основные пункты инвестпрограммы. Конечно, в ней предусмотрены проекты по увеличению коэффициента использования установленной мощности, проекты, связанные с обращением ядерных отходов, созданием хранилища на горно-химическом комбинате. Но вопрос, в какой степени будут решены поставленные задачи. Очевидно лишь, что финансирование работ на третьем блоке Калининской АЭС и первом блоке Ленинградской АЭС будет обеспечено полностью -- в объеме около 7,5 млрд рублей.
-- А каков объем инвестпрограммы в целом?
-- 22,2 млрд руб. Это, естественно, не предел наших желаний, мы предлагали программу на 30,7 млрд руб. Теперь правительство решит, в каком виде мы получим программу на следующий год. У нас есть большая уверенность, что будет оставлена цифра 22,2 млрд, но нет уверенности, что она будет выше. И у нас есть большая тревога, связанная с обсуждением инвестиционной составляющей в тарифе: если предел роста тарифов для конечного потребителя будет 19%, то это нас устраивает, а если 17%, как сейчас предлагается, то нет. При 17% объем инвестпрограммы в любом случае останется 22,2 млрд, но для этого придется сильно сократить эксплуатационные затраты. Что скажется на цене ядерного топлива. Предполагалось увеличение цены на 26%, а при таком раскладе получится лишь на 21%.
-- Вы планируете в качестве источников финансирования инвестпрограммы использовать кредиты?
-- Мы, как и все предприятия, естественно, привлекаем кредиты. Конечно, было бы хорошо привлекать кредиты на покрытие кассовых разрывов при инвестиционном строительстве. Но еще лучше, если бы проценты по кредитам финансировались из госбюджета. К сожалению, у нас эта работа не продвинулась далеко. Мы, правда, получаем некоторые возможности от государства по погашению кредитов в отдельных случаях, но это существенно меньше требуемого. В следующем году объем нашего кредитного портфеля не изменится. Но я думаю, что поскольку работы по достройке третьего блока Калининской АЭС вступили в завершающую стадию, вполне возможно, что работа по привлечению кредитов будет идти интенсивнее.
-- В начале года достраивать третий блок Калининской АЭС планировалось на кредит, предоставленный банком «Нефтяной» под залог электричества, которое будет вырабатывать этот блок. Вы собираетесь использовать такую схему привлечения кредитов?
-- Эта схема как родилась, так и умерла -- инициативы со стороны банка «Нефтяной» сейчас нет. Хотя в целом схема подобного кредитования в нашем представлении была бы хорошей и полезной. Однако иностранные кредитные организации, например, подразумевают прежде всего госгарантии. Кроме того, для иностранных инвесторов вкладывать деньги в предприятие, на которое они не имеют влияния, непривлекательно.
-- А залог электричества их не устраивает?
-- Никто не знает, какой будет цена этого электричества, особенно при том, что увеличивается доля конкурентной торговли. Кроме того, атомная энергетика в целом в обществе -- как в России, так и за рубежом -- воспринимается негативно. Это также является препятствием для иностранных инвестиций.
-- Ваши коллеги из РАО «ЕЭС России» предлагают для решения этой проблемы создать фонды гарантирования инвестиций (инвесторы вкладывают средства в конкретные объекты, а вырабатываемая на них электроэнергия продается по специальным тарифам, что позволяет исполнять мораторий на продажу активов и при этом как бы страховать инвестора).
-- У нас нечто подобное уже реализуется. И схема у нас прозрачная. Дело в том, что в тарифе «Росэнергоатома» (в отличие от тарифа электростанций РАО. -- Ред.) содержится инвестсоставляющая -- а это уже некий фонд. Нам государство разрешило собирать с потребителей часть средств на инвестиции, мы этим и пользуемся. Кроме того, если нас в чем-то ограничивают в смысле инвестиций, мы можем обратиться в правительство и с какой-то долей вероятности получить поддержку. Если же мы создадим такой фонд, то тогда у нас не будет основания обращаться в правительство, потому что нас отошлют к руководству фонда. А там мы своих проблем не решим, это абсолютно точно, потому что уже сейчас ничего не решается.
В этом наше отличие от РАО. Кстати, схема, по которой они собирают себе на инвестиции (с помощью абонентной платы, взимаемой с региональных энергокомпаний), не слишком удобна для нас, потому что вызывает на рынке тарифный небаланс: так или иначе удобно загружать мощности, которые не являются дешевыми. И я должен обратить ваше внимание на то, что в составе источников формирования абонентной платы находится более 15% электроэнергии концерна «Росэнергоатом», которая идет на рынок и проходит по сетям. Но никто ничего не возвращает.
-- А как вы собираетесь добиваться возврата средств?
-- Думаю, что если РАО будет создавать эти фонды гарантирования, мы могли бы войти в них той долей, которая соизмерима с объемом перекачиваемого по сетям электричества концерна.
-- А если вам не позволят?
-- Они будут стремиться не позволить.
-- И что вы тогда будете делать?
-- Обстоятельства покажут.
-- Глава Минатома Александр Румянцев в последнее время довольно часто говорит о необходимости акционировать предприятия отрасли. В «Росэнергоатоме» ведется работа в этом направлении?
-- Работа, естественно, ведется, раз министр говорит. Мы предполагаем, что действительно возможно акционирование. Этому способствует недавно принятый закон «О государственных и унитарных предприятиях». Закон ставит концерн как госпредприятие в совершенно неприемлемые условия работы. Управляемость концерном будет консервативной и скованной, что для него просто несвойственно. И сейчас, когда вышел этот закон, всем нашим правовым, техническим и экономическим службам даны задания сформулировать подход к решению этой задачи.
-- Срок поставлен?
-- Да, немедленно, без остановки. Закон подписан, и в течение полугода мы должны все привести в соответствие с ним.
-- В случае акционирования концерна возможен переход объектов атомной энергетики в частную собственность?
-- Нет, это невозможно. Закон «Об использовании атомной энергии» не позволяет этого.
-- Г-н Румянцев еще год назад говорил, что возможно приватизировать производства, не связанные с ядерным циклом...
-- Министр совершенно прав, потому что АЭС в последнее время обременены различными непрофильными производствами. Есть, конечно, и те, что сохраняют свою пользу, и их было бы глупо уничтожать. Но в «Росэнергоатоме», чтобы очистить затратную составляющую, мы поставили задачу ликвидировать ряд непрофильных производств. В пределах этой программы как раз могут произойти акционирование и приватизация некоторых совершенно не связанных с производством электроэнергии подразделений. Ведь на некоторых АЭС налажено производство строительных материалов, развиты подсобные сельские хозяйства.
-- В какой срок теоретически может уложиться эта реформа?
-- Нужно это делать как можно быстрее. Но на каждой атомной станции свои условия, и ликвидировать какие-нибудь свинарники на Урале или, скажем, в Смоленской области -- совершенно разные вещи.
Беседовал Николай ГОРЕЛОВ