|
|
N°228, 10 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рыбный день
Дан старт новому раунду борьбы за квоты
Первая серия аукционов по продаже квот на вылов рыбы и других биоресурсов на следующий год начнется только через две недели, но борьба вокруг торгов уже в самом разгаре. Российское рыболовство с 2000 года постепенно переходит на аукционную систему, однако дискуссия о ее вреде или пользе продолжается до сих пор, приобретая временами острую форму.
Так, Всероссийский съезд работников рыбного хозяйства, завершившийся на прошлой неделе, обещал потребовать отставки правительства, в случае если 100% квот будут продаваться на аукционах. При этом Минэкономразвития, главный идеолог открытой продажи квот, и не призывает переходить к ним полностью. В этом году суммарный объем квот, предназначенных для продажи на аукционах, составлял лишь 38% от объема общих допустимых уловов (ОДУ). На следующий год на аукционах должно быть реализовано 42% от ОДУ.
Существуют льготы по вылову рыбы для научных разработок, по межправительственным соглашениям и для градообразующих предприятий. Поэтому, как утверждают в МЭРТ, стопроцентный переход физически невозможен, надо выработать дифференцированный подход. Валютоемкие ресурсы, например треску, по максимуму выставлять на аукционы, а «народную» рыбу, типа селедки, можно распределять и бесплатно.
В МЭРТ убеждены, что только аукционы могут обеспечить равный доступ к ресурсам, а также вывести из тени реальные доходы рыбной отрасли. Против выступает Госкомрыболовство, возглавляемое бывшим губернатором Приморья Евгением Наздратенко. По распределительной схеме (она действует и сейчас, наравне с аукционной) Госкомрыболовство на основании данных, полученных от находящегося у него в подчинении НИИ, распределяет по территориям лимиты вылова. А затем местные рыбхозсоветы делят квоты по предприятиям. Такая система очень удобна для разного рода чиновников. Устраивает она и многих рыбаков, так как аукционное распределение квот активно стимулирует развитие браконьерства, правда фактически уничтожая рыбную отрасль.
Главный признаваемый всеми недостаток аукционов -- это слишком высокая стоимость лотов. По общему мнению, она-то и толкает рыбаков на браконьерство. Но такие высокие цены держатся из-за того, что параллельно существуют бесплатное распределение квот и аукционная продажа, а переход на принцип платности будет способствовать снижению цен. Кроме этого, по мнению гендиректора компании «Рыбкомфлот» Олега Пухова, необходимо повысить в 3--10 раз минимальный размер лота в зависимости от вида продукции. Невозможно окупить выход в море выловом, например, 50 тонн краба или 500 тонн минтая, объясняет он, судно неминуемо будет заниматься браконьерством.
Кстати, обращает внимание г-н Пухов, все громкие скандалы в рыбной отрасли происходят на Дальнем Востоке. В Баренцеве море нет ни браконьерства в подобных масштабах, ни громких скандалов. А все благодаря тому, что определение ОДУ и распределение квот там осуществляется совместно с международной рыболовной организацией IСNAF. К тому же 70% квот приходится на вылов рыбы в экономической зоне Норвегии, где за порядком следят местные власти.
Вера СИТНИНА