|
|
N°228, 10 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Коридоры кончаются дружбой
Россия и Украина согласуют транспортную политику
Коллегия минтранса Украины вчера впервые заседала в Москве. Она прибыла сюда в полном составе, чтобы вместе с аналогичным органом Минтранса России рассмотреть программу сотрудничества до 2007 года и концепцию развития международных транспортных коридоров, проходящих по территории двух стран. Оба документа были довольно единодушно одобрены, и вообще, как это обычно бывает у русских с украинцами, собравшиеся потратили существенную часть заседания на уверения в крепости взаимных дружеских чувств.
Материальным гарантом этой дружбы (во всяком случае в транспортной сфере) служит тот факт, что шесть из десяти континентальных транспортных коридоров, намеченных к развитию в Европе, частично проходят по территории России и Украины. Обе страны рассчитывают на щедрые дивиденды от пропуска транзитных грузов по этим коридорам. Вчерашнее заседание также показало, что по обеим сторонам границы транспортники понимают: если они не сумеют договориться, коридоры никогда не будут пробиты.
При общем одобрении собравшихся министр транспорта Украины Георгий Кирпа предложил сделать совместные коллегии двух ведомств традиционными и проводить их ежегодно. Замминистра транспорта России Чингиз Измайлов предложил, чтобы министерства, каждое из которых сейчас в своей стране самостоятельно борется с таможенными и тарифными барьерами, объединили бы свои усилия в этом направлении. Чиновники меньшего ранга агитировали за совместные действия на более низком уровне: единые проездные документы, общие таможенные досмотры и т.п.
Правда, одновременно выяснилось, что между российскими и украинскими коллегами имеются фундаментальные расхождения по поводу того, что считать транзитным грузом. Госсекретарь министерства транспорта Украины Эльбрус Абдуллаев сказал, что ему «кажется нерациональной политика направления экспортно-импортных потоков только через свои порты». Его поддержал председатель комитета Верховной рады по вопросам строительства, транспорта и связи Юрий Крук: «Хотел бы, чтобы мы не делили: российские грузы -- в российские порты, украинские -- в украинские порты. Должна быть совместная экономика». Правда, через секунду г-н Крук не очень последовательно добавил: «Мы все же видим -- свое есть свое».
Украинские друзья явно имели в виду программу Минтранса РФ по переориентации российских экспортных потоков с портов Прибалтики и Украины на отечественные гавани путем создания там более привлекательных тарифов. Министру транспорта России Сергею Франку, активному проводнику этой политики, было тяжело слушать и не вмешиваться. Закрывая заседание, он скучающим голосом сообщил: «Никто ничего менять не будет. Национальный режим будет предоставляться для загрузки национальной транспортной системы». А с соседями российские транспортники готовы сотрудничать в обслуживании грузопотоков, проходящих через нашу страну транзитом из третьих стран в третьи страны.
Кроме того, г-н Франк поделился с коллегиями наблюдением: «Если страна хочет быть хорошим транзитным коридором, то вопросы она должна прежде всего задавать себе, а не соседям. Мы именно так и делаем». После этих слов у транспортных руководителей практически не осталось времени задавать друг другу вопросы. Они, как сообщил Франк, отправились на некие мероприятия, связанные с визитом президента Украины Леонида Кучмы в Москву.
Михаил КУКУШКИН