|
|
N°228, 10 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лучше наличными
Железнодорожники предлагают государству финансировать невыгодные для них проекты
Планы Министерства путей сообщения по выполнению инвестиционной программы в 2003 году не отличаются особой оригинальностью. Как стало известно газете «Время новостей», ведомство Геннадия Фадеева предлагает правительству на завтрашнем рассмотрении бюджетов и инвестпрограмм естественных монополий два варианта удовлетворения своих потребностей в инвестиционных ресурсах. Правда, по мере приближения заседания кабинета эти потребности становятся скромнее. Если совсем недавно железнодорожники оценивали их в 140 млрд рублей, то вчера г-н Фадеев назвал цифру 126 млрд.
Первый вариант -- повысить тарифы. Как сообщил глава экономического департамента МПС Борис Лапидус, по подсчетам министерства, при 12-процентной индексации тарифов дефицит бюджета МПС в 2003 году составит 21,7 млрд руб., из них 6,4 млрд (1,8%) приходится на проведение регистрации собственности МПС при создании РАО «РЖД», 0,6 млрд (0,17%) -- на компенсацию потерь из-за выравнивания тарифов с Белоруссией, 4,6 млрд (1,3%) -- на компенсацию неиндексации тарифов на воинские перевозки, 0,5 млрд (0,14%) -- на создание дополнительных рабочих мест, 9,6 млрд (2,71%) -- на погашение кредиторской задолженности. МПС полагает, что для покрытия выпадающих доходов необходимо повысить тарифы еще на 6,1%. Но поскольку правительство не согласно закладывать «кредиторку» в составляющую тарифа и рекомендует искать другие пути, МПС будет настаивать на индексации тарифов не на 18,1%, а на 15,4%.
Второй вариант -- государство предоставляет МПС дополнительные возможности для инвестирования в виде либо списания «кредиторки» или ее части (на сегодня 131 млрд руб.), либо бюджетного финансирования проектов общенационального значения, но экономически невыгодных МПС. Этот вариант представляется наиболее удобным в первую очередь для МПС (что признает и высокопоставленный источник газеты «Время новостей» в министерстве). Поскольку, учитывая стратегическую значимость железных дорог, в разряд финансируемых по целевым программам можно отнести практически любой проект. Кроме того, избавиться от «кредиторки» вряд ли возможно собственными силами в ближайшее время (максимум на 40 млрд руб. до окончания реформ), а обременение долговыми обязательствами создает дополнительные риски для создаваемого в апреле единого хозяйствующего субъекта ОАО «РЖД» и снижает его инвестиционную привлекательность.
МПС на период с 15 января по 27 февраля повысило тарифы на пассажирские перевозки дальнего следования в купейных и спальных («люкс») вагонах всех категорий поездов в среднем на 12%. Раньше для подобного увеличения требовалось одобрение Федеральной энергетической комиссии (ФЭК), однако с 2003 года, как заявили газете «Время новостей» в ФЭК, произошло дерегулирование отдельных видов пассажирских тарифов (в данный момент МПС имеет право самостоятельно устанавливать тарифы на проезд в спальных вагонах всех поездов и купейных вагонах фирменных поездов). Как отметил чиновник, в ближайшее время планируется расширить список дерегулируемых тарифов и одновременно принять «методику гибкого регулирования» -- изменение стоимости проезда будет производиться быстро в зависимости от спроса на конкретном направлении.
Почему МПС выбрало такой период для увеличения тарифов, когда объем перевозок минимален, остается загадкой. Источник в министерстве заявил, что в конце февраля планируется проанализировать, как подорожание билетов отразится на объеме перевозок, и в зависимости от результата МПС оставит тарифы или вернет их на нынешний уровень. Министр Геннадий Фадеев заявил вчера о том, что более чем на 12% в течение года тарифы повышены не будут.
Яна ВИКТОРОВА