|
|
N°226, 06 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Либерализация в обход правительства
Как купить газпромовский газ по «свободной» цене
Через две недели кабинет министров соберется на заседание, подготовка к которому идет уже несколько лет. На повестку дня будет вынесен один из ключевых вопросов для экономики России -- о развитии рынка газа в стране. Несмотря на многогранность проблемы, как правило, во главу угла выносятся две основные позиции: либерализация (читай -- повышение) внутрироссийских цен на газ и демонополизация «Газпрома». Причем менеджмент концерна делает акцент на первой составляющей, а Минэкономразвития в подготовленном к заседанию правительства докладе склоняется к преобразованиям сразу в том и другом направлениях. Более того, одним из главных врагов для организации рыночных отношений в сфере торговли газом авторы мэртовской концепции называют «систему выставления лимитов поставок газа его покупателям, величина которых слабо зависит от договорного процесса (вопросы установления лимитов поставок газа потребителям полностью находятся в ведении структур «Газпрома»), а за превышение лимитов накладывается штраф». Речь идет о детализации газового баланса, который формально утверждается в Минэнерго, но конечное распределение, дающее значительную «свободу творчества», происходит в «Газпроме». По сути, чиновники утверждают только общую «разбивку» газа между основными отраслями экономики («бюджетниками», энергетиками и остальными производствами). А поставки конкретным потребителям утверждает сам «Газпром».
«Урезание лимитов поставок мотивируется снижением добычи газа «Газпромом», -- говорится в докладе Минэкономразвития, -- однако, несмотря на трудности в оценке реального объема выставляемых лимитов («Газпром» не раскрывает эту информацию), их размер существенно меньше реального дефицита газа (анализ показывает, что в 2001 г. при снижении объема добычи газа компанией на 11,2 млрд куб. м уменьшение лимитов было более существенным). Реального дефицита газа по факту окончания договорного периода, как правило, не наблюдается, в связи с чем можно утверждать, что экономический смысл лимитирования поставок лежит в плоскости продаж сверхлимитного газа по более высоким ценам».
Нет нужды напоминать, что с самого начала зарегулированный внутренний рынок стал плодородной почвой для создания различных «серых» схем для извлечения дополнительной прибыли путем организации искусственного дефицита цен. Как объяснил газете «Время новостей» один из участников рынка, условному предприятию, потребляющему в месяц 50 млн кубометров, устанавливается лимит на уровне 35 млн, остальное предлагается купить через посредников по цене выше той, что установлена Федеральной энергетической комиссией. При этом «комиссионные» могут составлять 10--50%. А конечная цена прямо пропорциональна длине цепочки, по которой идет газ, то есть количеству посредников, участвующих в сделке. По оценке другого участника рынка, общий объем газа, который идет по таким схемам, составляет минимум 30--35 кубометров в год (то есть примерно 10% от совокупного внутреннего потребления). При средней ставке комиссии в 20% объем допдоходов организаторов схем равняется 4 долл. с каждой тысячи кубометров, или 120--140 не облагаемых налогами и не фигурирующих в отчетности миллионов долларов. Иными словами, уже сейчас значительный объем газпромовского газа, несмотря на наличие тарифного регулирования, торгуется по весьма свободным ценам. Теперь это фактически официально признано на ведомственном уровне.
Схемы, естественно, придумывались не вчера и не сегодня, но и надежды на улучшение ситуации с приходом команды Алексея Миллера не оправдались. Правда, после того как глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс официально обвинил руководство «Межрегионгаза» в продаже газа через посредников, г-н Миллер 14 октября издал приказ (его копия имеется в распоряжении редакции), согласно которому «выделение дополнительных объемов газа действующим и новым потребителям Российской Федерации» возлагается «на департамент маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов». Руководителю этого департамента Кириллу Селезневу было также поручено до 20 октября разработать Порядок распределения ресурсов газа. Возможно, это совпадение, но через две недели после подписания приказа г-на Миллера целому ряду потребителей было разослано по факсу «коммерческое предложение» от ООО «Межрегионснаб». Кроме информации о готовности поставить сверхлимитный газ по цене ФЭК за «комиссионное вознаграждение в размере 10%» (причем заказ не может быть меньше 100 млн кубометров в год) в послании содержится форма заявки на имя Алексея Миллера на поставку газа в следующем году. По сведениям газеты «Время новостей», телефоны, указанные в документе, принадлежат фирме «Ресурссбыт», в составе учредителей которой присутствует родственник одного из руководителей газпромовского департамента по маркетингу, переработке газа и жидких углеводородов. Впрочем, вчера нашему корреспонденту не удалось дозвониться по этим телефонам, а автоответчик, «предлагавший» оставить сообщение или послать факс, не сообщал, куда попал звонивший.
По словам собеседника газеты, пожелавшего по понятным причинам сохранить анонимность, уже сейчас общее предложение сверхлимитного газа «Газпрома» через различные фирмы только на январь--февраль следующего года составляет около 2 млрд кубометров. А потенциальным покупателям его представляют в качестве невыбранного потребителями в текущем году.
Алексей ГРИВАЧ, Александр ДАВЫДОВ