|
|
N°225, 05 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Хусейн оказался липовым союзником Москвы»
То, что Ирак обладает способностью производить ядерное, химическое и бактериологическое оружие, ясно и без ооновских инспекций. Вопрос в том, есть ли оно у него сейчас?
Еще в начале 80-х советские специалисты, которым было поручено оценить возможности Ирака в создании оружия массового уничтожения (ОМУ), пришли к выводу, что он уже обладает химическим оружием, а в ближайшие 2--3 года сможет создать и ядерное. Но для чего?
Саддам тогда взял курс на лидерство в арабском мире. Его одолевала маниакальная идея стать не просто великим, а величайшим правителем Ближнего Востока. Для этого Ираку нужны были современные военные технологии. А во-вторых, яркая идея, чтобы сплотить арабский мир.
Саддам Хусейн начал приобретать оружие так, чтобы не зависеть от СССР. Сейчас в иракской армии есть оружие из Италии, Югославии, ФРГ, Китая. А ядерный реактор, способный производить плутоний для бомб, поставила Франция.
Что касается объединяющей всех арабов цели, то это Израиль. Но общей границы с ним у Ирака нет, а опыт войн на Ближнем Востоке показывает, что совместные боевые действия арабских армий победы не приносят. Поэтому Саддаму так нужно ядерное оружие. Тем более Израиль его тайно создал.
Но после войны в Заливе в 1991 году и восьми лет работы инспекторов ООН возможности Ирака в создании ОМУ существенно подорваны. Ядерного оружия у него, скорее всего, нет. А по химическому и бактериологическому оружию специалисты осторожно говорят лишь о «вероятности».
Сегодня, дав согласие на проведение инспекций ООН после ультиматума США, Саддам прекрасно осознавал, что искать ОМУ будут старательно. Поэтому не исключено, что оставшееся оружие он сам и уничтожил.
Изменились и цели Саддама. Тут уже не до лидерства, главное -- выжить. И если он все же сохранил бактериологические и химические боеприпасы на случай иностранного вторжения, то, по оценке английских экспертов, хранятся они не в президентских дворцах и пещерах, куда рвутся инспекторы, а в жилых домах в центре больших городов. Для чего?
Иракская армия небоеспособна. Союзные войска после ракетно-бомбовых ударов без проблем войдут в Багдад и другие города. И тогда начнутся эпидемии и паника. Миллионы беженцев, разнося смертоносные болезни, хлынут из страны. Иностранные войска срочно покинут Ирак. А эпидемии распространятся по Востоку, перекинутся на Европу и, возможно, Америку.
Насколько правдоподобен этот сценарий «судного дня»? Жестокость Саддама Хусейна известна. Он знает, что в случае американского вторжения погибнет. А раз так, то он хотя бы заберет с собой миллионы людей, накажет американцев и тех, кто им подчинился, и войдет в историю. Пусть даже как величайший злодей.
Какую политику проводить России в сложившихся условиях?
С советских времен бытует легенда, что Ирак и Советский Союз были друзьями и союзниками. И теперь Россия должна вести эту линию дальше. Но у СССР и Ирака уже в те годы были разные приоритеты. Москва рассматривала Багдад как возможного союзника в антиимпериалистической борьбе против США. А властолюбивый Саддам дружбу с Москвой использовал для реализации идеи господства на Ближнем Востоке.
Поэтому союзником он оказался липовым. Пытаясь балансировать между СССР и США, Хусейн начал дрейф в сторону Запада. На заседании Политбюро 12 марта 1981 года Юрий Андропов так оценивал это: «Пока преждевременно говорить, что он переориентируется на США, хотя этого нельзя исключать. Но он все дальше отходит от сотрудничества с СССР».
Хуже того, игнорируя позицию Москвы, Саддам начал войну с Ираном. Брежнев в длинных посланиях требовал ее прекратить, ведь Иран выставил вон американцев, и получалось, что Ирак их за это наказывает, да еще и советским оружием! 24 октября 1980 года Политбюро указало советским ведомствам прекратить поставки оружия Ираку. Просуществовал запрет недолго.
У России нет амбиций и возможностей Советского Союза. Ее интерес -- стабильность на Ближнем Востоке. Военная операция против Ирака опасна тем, что вызовет волну мусульманского экстремизма, терроризма и национальных конфликтов вблизи границ России. Обострится курдская проблема в Ираке, Иране и Турции. Накалится обстановка в Персидском заливе.
Твердая позиция России -- недопустимость силовой операции и поиск компромисса -- оправданна. Возвращение инспекторов ООН в Ирак, безусловно, можно считать успехом российской дипломатии.
Но России важно обеспечить и свои экономические интересы -- добыча нефти, торговля оружием, возвращение долгов. Президент США Буш обещал Путину «уважать интересы России» в Ираке. Это уже неплохо. Но когда с Ирака будут сняты санкции и на него распространятся законы рыночной экономики, нашим предприятиям будет нелегко сохранить там позиции, независимо от того, будет ли Ираком править Саддам Хусейн или кто-то другой. Рынок есть рынок, там правит не дипломатия, а конкуренция. Но договариваться нужно сейчас и не только с американцами.
А российской дипломатии надо разрабатывать политику с учетом перспектив. Нельзя исключать, что инспекторы ООН обнаружат в Ираке ОМУ и Саддам начнет препятствовать их деятельности. Тогда США наверняка потребуют проведения силовой операции. Что делать?
Россия, очевидно, тогда согласится с требованиями Вашингтона, но только в рамках специального мандата ООН. После неминуемого разгрома войск Ирака встанет вопрос о будущем устройстве страны и присутствии там на несколько лет международных сил. Россия должна в них участвовать. Только так мы повлияем на формирование новой политико-экономической структуры в регионе и обеспечим там свое присутствие.
Таковы жесткие реалии. В политике, как и в жизни, существует закон: если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней.
Олег ГРИНЕВСКИЙ, российский чрезвычайный и полномочный посол в отставке, профессор Института современной истории Университета Ог