|
|
N°225, 05 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Министерство водки
Алексей Гордеев предлагает создать ведомство по контролю за оборотом алкоголя
Государство не теряет надежды поставить под контроль рынок алкогольной продукции. Цена вопроса, по разным оценкам, составляет от 20 до 25 млрд руб., которые ежегодно недополучает российский бюджет. Решить эту проблему, похоже, пытаются старым проверенным способом -- созданием новой бюрократической структуры.
Правительственная комиссия по регулированию алкогольной продукции вчера уже направила в комиссию по административной реформе, возглавляемую замом президентской администрации Дмитрием Козаком, предложения по созданию нового федерального ведомства по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции.
По мнению комиссии, ситуация с госконтролем алкоголя сегодня крайне неясна. Регулированием алкогольного рынка сейчас занимаются Минсельхоз, Минэкономразвития и Министерство по налогам и сборам. Зачастую полномочия крайне переплетены и запутаны. МЭРТ, например, вырабатывает объемы квот на поставку пищевого спирта, а выдает квоты Минсельхоз. Лицензии на право импорта выдает МНС, а лицензии на импорт надо получать в МЭРТ.
Кстати говоря, у России есть опыт по созданию специализированного ведомства. С 1995-го по 2000 г. в России существовал госкомитет по обеспечению государственной монополии на рынок алкогольной продукции. Впрочем, вывести отрасль из тени это ведомство не смогло. Последний руководитель Виктор Берестовой признавал тогда, что государство контролирует лишь половину алкогольного рынка в стране. Получается, что после расформирования комитета ситуация на рынке улучшилась. По данным Госкомстата, на нелегальный оборот приходится порядка 40% рынка, а Национальная алкогольная ассоциация полагает, что эти цифры немного ниже -- порядка 30%.
Впрочем, председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин сказал газете «Время новостей», что, на его взгляд, концентрация полномочий в одном ведомстве дала бы очень хороший результат. Правда, для этого не обязательно создавать новую структуру, достаточно было бы собрать все полномочия в одном из уже существующих министерств, считает он. Идея благая, но понятно, что ни одно из министерств добровольно не расстанется ни с одним из своих полномочий.
Следует отметить, что предыдущая попытка усилить контроль не слишком удалась У созданного в конце 2000 г. ФГУП «Росспиртпром» -- большие проблемы.
Закончившаяся в пятницу проверка Счетной палаты показала, что Росспиртпром не смог выполнить ни одну из тех задач, ради которых он был создан. Ему не удалось ни повысить эффективность управления отраслью, ни увеличить доходы федерального бюджета. За 2001 г. Росспиртпром заработал около 154 млн руб., а бюджету перепало лишь 4,6 млн благодаря тому, что приказом Минсельхоза доля прибыли ФГУП, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, составляла лишь 3%. На счета Росспиртпрома были незаконно перечислены доходы по акциям, переданным ему в оперативное управление, в размере 17,5 млрд руб. К тому же Росспиртпром без согласия своего собственника --государства -- разбазаривал федеральное добро. Например, имущество филиала «Липецкспиртпром» стоимостью более 56 млн руб. было реализовано с отсрочкой платежа до 2010 г. Правда, все нарушения относятся к периоду работы прежнего руководства. Новому же придется отвечать по долгам. На исправление прежних ошибок, прежде всего на урегулирование долгов перед бюджетами всех уровней и прекращение банкротств предприятий, входящих в ФГУП, дан срок до апреля будущего года. Если же справиться с задачей не удастся, то будет поставлен вопрос о дальнейшем существовании Росспиртпрома. Как заявил г-н Гордеев, не исключено, что Росспиртпром будет акционирован, а часть госпакета продана в частные руки.
Пока же помощь отрасли будет состоять в принятии концепции государственной поддержки. Ее проект, по словам главы комиссии -- вице-премьера Алексея Гордеева, уже проходит «усиленное обсуждение» как среди чиновников, так и среди депутатов.
Вера СИТНИНА