|
|
N°225, 05 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лед не тронулся
Господа присяжные заседатели еще не скоро будут судить всю Россию
Повсеместное появление в России судов присяжных может растянуться еще на четыре года. Вчера стало известно, что Госдума на своем заседании 11 декабря намерена рассмотреть проект закона, предоставляющий очередную «отсрочку» судебному департаменту при Верховном суде РФ, который занят подготовкой этой реформы.
На первый взгляд, депутатам предстоит принять сугубо техническое решение -- «де-факто» страна действительно еще не готова к повсеместному появлению присяжных заседателей, в некоторых регионах дело упирается в элементарное отсутствие помещений или денег. «Мы направили запрос в судебный департамент, который ответил нам, что лишь 60 субъектов Федерации подготовились к введению суда с участием присяжных, в 14 субъектах работа будет завершена к концу года, а в пяти регионах есть трудности с формированием списков кандидатов», -- рассказала корреспонденту газеты «Время новостей» заместитель председателя комитета Госдумы по законодательству Елена Мизулина. Однако очевидно, что, растягивая во времени переход к присяжной юстиции, депутаты не только тормозят ход судебной реформы, но и дают возможность вмешаться в ее содержание, пересмотрев уже оговоренные полномочия заседателей. Примечательно, что российские судебные иерархи, пытаясь сохранить контроль над системой, именно в последнее время стали активно выступать с предложениями оставить в ведении присяжных судов только несколько статей Уголовного кодекса -- заседателям могут доверить только некоторые серьезные преступления, в качестве наказания за которые предусмотрено пожизненное заключение.
Напомним, что суды присяжных должны были появиться во всех регионах уже с 1 января (пока они работают лишь в 9 субъектах Федерации). Однако всего за месяц до этого срока стало известно сразу о двух законопроектах-поправках, корректирующих темп судебной реформы. Одна из них была практически кулуарно подготовлена в Госдуме и уже одобрена комитетом по законодательству. Согласно этому документу, помимо упомянутых 9 регионов в январе 2003 года присяжные заседатели должны появиться еще в 61 субъекте Федерации, с 1 июля 2003 года - еще в 14, в начале 2004 года -- в 4 и лишь в 2007-м -- в Чечне. А вчера начальник Управления президента по вопросам помилования Роберт Цивилев заявил, что глава государства направил в Госдуму свой вариант законопроекта. Он, в частности, предусматривает, что с 1 января 2003-го суды присяжных будут созданы в 67 субъектах, а в остальных они появятся в течение года (то есть темпами более высокими, но все равно отстающими от ранее объявленных). Правда, ни в кремлевской администрации, в том числе в секретариате ответственного за судебную реформу Дмитрия Козака, ни в Думе о президентском варианте никто не слышал. Поэтому пока в Госдуме его в расчет не берут, тем более что депутатский законопроект внесли руководители семи из девяти фракций.
В любом случае очевидно, что со следующего года далеко не все российские граждане получат возможность рассмотрения их дел с участием присяжных. Маловероятно, что позиция президента или парламента пошатнется под влиянием заявлений генерального директора судебного департамента при Верховном суде Александра Гусева. Вчера г-н Гусев заверял журналистов в том, что технических препятствий для введения в действие со следующего года судов присяжных на всей территории России не существует. Проблемы, по его словам, могут возникнуть лишь в Таймырском и Эвенкийском автономных округах, а также в Чечне. Зато вполне вероятно, что вслед за поправками, касающимися сроков появления судов присяжных, в Думу поступят и поправки, затрагивающие их полномочия. В частности, в Верховном суде сейчас активно обсуждается поправка к Уголовно-процессуальному кодексу, которая -- в случае ее принятия -- фактически сократит дела, подсудные присяжным, с 40 статей УК всего лишь до 5. Инициаторы поправки мотивируют свою позицию опять же соображениями экономии, хотя косвенно признают, что присяжная юстиция в итоге дешевле обычной (например, в связи с повышением качества следствия). Правда, за такие изменения судебным иерархам предстоит еще побороться. «Эти предложения ВС свидетельствуют о том, что судьи боятся лишиться полного контроля над процессами, -- комментирует депутат Елена Мизулина. -- Ведь роль судьи в суде присяжных снижается. Одновременно ограничивается и контроль со стороны Верховного суда, поскольку отменить вердикт присяжных гораздо сложнее, чем постановление обычного суда. А ВС хотел бы сохранить все свои рычаги влияния».
Пожалуй, единственным положительным моментом замедления судебной реформы можно назвать автоматическое продление моратория на смертную казнь. Ведь сегодня единственным неопровержимым правовым актом, запрещающим расстрелы, является решение Конституционного суда, которым введен мораторий на применение смертной казни в России до тех пор, пока суды присяжных не начнут действовать по всей стране.
Юрий КОЛЕСОВ