|
|
N°225, 05 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Человеческая комедия
Сегодня в Москве начинается Неделя немецкого кино
Из всех недель и фестивалей национального кино, которые обрушились на Москву в ноябре-декабре этого года, немецкая неделя, пожалуй, оказалась самой представительной. В немецком кино действительно вот уже лет пять происходит что-то интересное. Опыт раздвоенного сознания, навязанный историей немецкой нации, не мог не оказать стимулирующего воздействия на кинематограф. И неслучайно лучшие фильмы недели -- именно те, в которых актуализируется конфликт между Западной Германией и бесприютными «осси», которые после объединения оказались на положении пасынков в своей собственной стране.
Например, «Берлин -- это в Германии» Ханнеса Штера -- один из лучших фильмов программы -- основан на превосходной сценарной идее: герой из Восточной Германии попадает в тюрьму незадолго до разрушения Берлинской стены и оказывается на свободе через десять лет, в новой стране. Чувство неуверенности, которое он испытывает, близко и нам, обитателям бывшего Советского Союза. Остроумное, трогательное, талантливое кино. Зрители смогут увидеть его 10 декабря в «Художественном» на сеансе в 22.00.
Самый титулованный из фильмов, представленный в рамках недели, -- «Гриль-бар «На лестнице» Андреаса Дрезена. Картина известного немецкого режиссера удостоилась гран-при последнего Берлинского фестиваля. Это история с банальным сюжетом (две супружеские пары, любовный треугольник) и небанальной режиссурой, пристальным вниманием к нюансам человеческой психологии. Особенно любопытен восточногерманский колорит -- действие происходит во Франкфурте-на-Одере, на самой границе с Польшей, где детей до сих пор называют Машами и Гришами. А такие гриль-бары, одним из которых владеет герой фильма, можно встретить повсюду в Восточной Европе, в том числе и в России. Теплое, человеческое кино, ироничное и очень зрительское (фильм будет показан на открытии недели сегодня в «Художественном», в 20.00, а завтра -- на сеансе в 22.00).
Нашумевший фильм «Обнаженные» Доррис Дорри (6 декабря, 22.00) участвовал в конкурсе последнего Венецианского кинофестиваля. Сюжет похож на «Гриль-бар «На лестнице» (три пары, любовные связи, расставания и воссоединения), но среда совсем другая -- типичный немецкий средний класс, успешные и не очень менеджеры и бизнесмены. Кульминационная сцена фильма -- пикантный эпизод, в котором обнаженные супруги с завязанными глазами пытаются на ощупь отыскать каждый свою пару. Фильм кажется фальшивым по тону и ничтожным по тем проблемам, что мучают героев. Но вместе с тем он профессионально сделан и дает исчерпывающее представление об определенной среде современного немецкого общества. Кроме того, это удачный повод поближе познакомиться с очень известными немецкими актерами: Юргеном Фогелем, Хайке Макач и Бено Фурманном.
Еще один заметный фильм программы, «Нигде в Африке» Каролины Линк (8 декабря, 22.00), -- это масштабная историческая мелодрама по роману Стефана Цвейга, действие которой происходит на пространствах от нацистской Германии до далекой Кении. Фильм получил спецприз последнего Карловарского фестиваля. Для широкой публики, любящей мелодрамы и фильмы об истории, он подходит идеально. Пример высокопрофессионального и сложнопостановочного немецкого кино, имеющего успех по всему миру. Для россиян дополнительная приманка: в главной роли снялся Мераб Нинидзе, грузинский актер, 20 лет назад сыгравший в культовом перестроечном советском фильме «Покаяние».
Также я рекомендую читателям обратить внимание на ленту Альмют Гетто «Занимаются ли рыбы любовью?» (9 декабря, 20.00). Это камерная, искренняя, трогательная, но при этом лишенная сентиментальности история первой любви двух тинейджеров, снятая со вниманием и пониманием. Далеко не шедевр, но великолепная актерская игра Тино Мевеса, исполнившего роль ВИЧ-инфицированного подростка, выводит фильм на уровень выше среднего.
И наконец, небезынтересно будет посмотреть документальный фильм «Черный ящик ФРГ» (8 декабря, 20.00), который расскажет зрителям о том, что терроризм существует не только на задворках мира, но и в самом центре Европы. А закроет неделю 11 декабря все в том же «Художественном» (16.15) двухчасовая программа короткометражек «Следующее поколение».
У зрителей, пришедших на Неделю немецкого кино в «Художественный», может возникнуть некоторое недоумение -- все десять фильмов из заявленной программы обозначены как «драмы». Успокойтесь, большинство из этих картин -- самые настоящие «человеческие комедии», в которых экзистенциальная грусть сочетается с симпатичным немецким юмором, который, вопреки стереотипу, вовсе не является глупым и тупым.
Алексей МЕДВЕДЕВ