|
|
N°225, 05 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Восточносибирские думы
Талакан пал жертвой стратегических газовых интересов
Аукцион на Талаканское месторождение вчера был официально отменен. Новая дата проведения аукциона или конкурса на право разработки многострадального участка недр должна быть назначена не позднее декабря 2002 года. Соответствующее постановление подписали замминистра природных ресурсов Петр Садовник и первый зампред правительства Якутии Егор Борисов, несмотря на резолюцию премьер-министра Михаила Касьянова, распорядившегося «обеспечить проведение конкурса на объявленных условиях и в заявленные сроки».
За последнюю неделю это уже второе нарушение поручений премьера по проектам, в которых задействованы ресурсы «Роснефти» и дружественных ее менеджменту структур (в интересах компании «Русский уголь», учрежденной «Роснефтью» и Межпромбанком, и наперекор воле премьера 2 декабря была начата процедура банкротства «Дальвостугля»). В данном случае, как уверены подавшие заявки на участие в якутском аукционе крупнейшие нефтекомпании, отмена конкурса произошла в интересах тандема «Роснефти» и «Газпрома», которым непозволительно тратить немалые деньги на то, чтобы «перебить цену». В свою очередь источник газеты «Время новостей» в газовых кругах считает, что в результате было принято правильное решение, так как еще требуется время, чтобы определить стратегию государства по освоению месторождений и созданию инфраструктуры в Восточной Сибири.
Борьба за Талакан развернулась между «Газпромом» и «Роснефтью», с одной стороны, и «Сибнефтью», «Сургутнефтегазом», ТНК и ЮКОСом, решившими каждый самостоятельно купить привлекательный актив, -- с другой. Однако Минприроды на месяц затянуло оглашение итогов экспертизы заявок и окончательного списка претендентов. А затем свое недовольство высказал и глава Минэкономразвития Герман Греф, который в конце октября пообещал, что аукцион будет отменен, а его условия пересмотрены.
Формально МЭРТ не устроило отсутствие оценки имущественного комплекса, возведенного на месторождении прошлым разработчиком Талакана -- «Саханефтегазом». Кроме того, по мнению г-на Грефа, необходимо увеличить «до реального рыночного значения» стартовую сумму -- 56 млн долл., изменить ряд других инвестиционных позиций (пересмотреть объемы инвестирования, установленные для первого года в размере 150 млн долл. и для второго -- 200 млн долл., поскольку их освоение в установленные сроки невозможно; под сомнением и необходимость строительства НПЗ, поскольку «в пределах транспортной доступности работают пять НПЗ с недозагрузкой», и ряд иных нюансов). Такие мелочи редко смущали госчиновников, когда речь шла о приватизации или лицензиях на недра, поэтому ряд участников не без основания заподозрил в проблемах аукциона своих коллег-конкурентов. Главы ЮКОСа, ТНК и «Сибнефти» обратились к вице-премьеру Виктору Христенко, а благоволящий им министр энергетики Игорь Юсуфов написал письмо Михаилу Касьянову с просьбой «разобраться с ситуацией». В компаниях полагали, что условия аукциона пытаются пересмотреть в пользу одного из участников тандема «Роснефти» и «Газпрома».
По информации газеты «Время новостей», 13 ноября на имя министра природных ресурсов Виталия Артюхова президент «Роснефти» Сергей Богданчиков направил письмо, в котором выражал свое недовольство условиями конкурса. А 25 ноября аналогичное послание направил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер. «О чем думали в «Роснефти» и «Газпроме», когда подавали заявки на конкурс, условия которого были объявлены заранее? -- раздраженно заявил газете «Время новостей» представитель одного из участников аукциона. -- Очевидно, что единственный шанс госкомпаний получить Талакан -- организация закрытого конкурса, где в первую очередь рассматривается ТЭО проекта».
Однако источники, близкие к «Газпрому», полагают, что Минприроды в результате поступило правильно. Дело в том, что распределение лицензий на Талаканское и другие месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока должно быть четко увязано государственной программой «Освоение нефтегазовых ресурсов в этих районах страны». Согласно этому документу «Газпром» уже получил статус координатора газовых проектов в восточной части России, однако сам документ еще не принят правительством. Проблема в том, что в этом регионе практически нет транспортной инфраструктуры, создание которой мгновенно увеличивает стоимость освоения газовых и нефтяных месторождений минимум в два раза. В результате даже реализующие проекты «пробуксовывают».
Самый простой пример -- Ковыктинское месторождение в Иркутской области. Компания «РУСИА Петролеум», в состав акционеров которой входят BP, ТНК и «Интеррос», не может начать промышленную добычу газа, поскольку вопрос, куда и как его транспортировать, до сих пор не решен. В то же время строительство экспортного газопровода в Китай только от Ковыкты выглядит не очень привлекательным (затраты на него оцениваются примерно в 3--4 млрд долл.). Кроме того, ограничивать только Китаем рынок сбыта восточносибирского газа для России невыгодно. В связи с этим сейчас рассматривается возможность строительства сразу двух веток (газовой и нефтяной) по маршруту Эвенкия (Юрубчено-Тахомское месторождение)--Иркутская область (Ковыкта)--Якутия (Талаканское нефтегазовое и Чаяндинское газоконденсатное месторождения)--Амурская область (Тындинское месторождение)--Приморский край (порт Находка). К этой системе впоследствии можно будет подключить ресурсную базу Сахалина.
Однако у данного проекта есть несколько нерешенных проблем. По информации газеты «Время новостей», предварительно реализация программы оценивается в 30 млрд долл., и компаниям, которые участвуют в проектах разработки месторождений Восточной Сибири (почти все они являются претендентами на Талакан), очень сложно будет договориться о совместной работе по созданию инфраструктуры. Очевидно, что без должной координирующей активности государства согласовать интересы «Газпрома», «Роснефти», ЮКОСа, ТНК и зарубежных компаний будет практически невозможно.
Правительство в данной ситуации, говорит источник газеты, может либо самостоятельно создать инфраструктуру, а затем приватизировать практически готовые к эксплуатации объекты, но это, по его оценке, «слишком затратно», либо «передать дела» одной компании или консорциуму. «Но для этого нужно четко представлять перспективы развития топливно-энергетического комплекса, либерализации газового рынка и реформы «Газпрома», -- говорит источник. -- Ни энергетическая стратегия страны, ни концепция развития газовой отрасли правительством не приняты, соответственно говорить о конкретных проектах в этой сфере не приходится».
Алексей ГРИВАЧ, Денис РЕБРОВ