|
|
N°224, 04 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отар Иоселиани: «Куда ни сунешься на этом свете, везде одно и то же»
Вчера в кинотеатре «Ролан» состоялась пресс-конференция знаменитого режиссера Отара Иоселиани, который представил журналистам свой новый фильм «Утро понедельника». Главный герой фильма Венсан томится жизнью в провинции, ненавистной работой на химическом заводе и в один прекрасный день в поисках свободы тайно уезжает в Венецию... О новом фильме с Отаром ИОСЕЛИАНИ поговорил корреспондент газеты «Время новостей» Сергей ТОКАРЕВ.
-- Не кажется ли вам, что ваш фильм немного наивен? Ваш герой обретает радость жизни далеко от дома, в Венеции. Разве можно бежать от себя?
-- Мой фильм говорит не о том, что хорошо там, где нас нет. Хорошо не там, где нас нет, а там, где мы были когда-то и куда больше не можем вернуться.
-- Почему вдруг возникла Венеция? Что такого грузинского, что такого русского в Италии?
-- Венеция была тоталитарным государством, хотя и называлась республикой. Управляема она была верховным советом, который назывался советом дожей. Самое знаменитое место в Венеции -- мост Вздохов, через который препровождали осужденных в тюрьму. Марко Поло уехал из Венеции. Но я думаю, что до Китая он так и не добрался, а остался где-то в Турции. И привез оттуда секрет изготовления пельменей, макарон и пороха. После этого он стал невыездным. Он сидел на берегу лагуны и смотрел в море. Венеция -- замкнутый город, построен на воде, он прекрасен, но все гниет, все тонет, все разрушается. Во время съемок у нас утонула маленькая лодочка, на которой передвигались наши персонажи, потому что венецианец не умел водить лодку. Он упал в воду, а лодка пошла ко дну. Мы его вытащили оттуда, а потом мыли целый час. Такая грязная вода, вы себе представить не можете.
И вот я привез Венсана -- героя, который хотел повидать мир, -- в самый чудный город только для того, чтобы подчеркнуть одну элементарную вещь: куда ни сунешься на этом свете, везде одно и то же. Я мог его повезти в Каир, куда хотите. Венеция была населена такими же людьми, как и он. И они любили этот город, несмотря на то, что они здесь мучились: так же каждый день ходили на завод, так же вкалывали каждый день.
Каким бы несчастным, убогим ни было то место, где мы живем, мы всегда гордимся, что это место какое-то особенное. Я, например, считаю, что лучше страны, чем Грузия, не существует. Я считаю, что лучше города, чем Москва, на этом свете нет. Другого такого безобразного, противоречивого... Где еще хамят так, как в Москве? Но я этот город обожаю.
-- Может быть, стоило тогда отправить Венсана в Москву?
-- Венсана можно было отправить в Москву, но тогда надо было поднимать очень далекие пласты. Потому что Москва -- это не просто декорация. Москва -- это целая страна.
-- Мне показалось, что в вашем фильме жизнь в провинции более поэтична, чем в Венеции. А Венеция действительно получилась похожей на обычную декорацию...
-- Мое единственное желание -- чтобы у нас у всех было время жить. А где жить, это уже неважно. Не вертеться как белка в колесе, а жить. Это означает: иметь время для друзей, иметь время, чтобы получить радость от того, что они существуют. Естественно, жизнь заключается еще и в необходимой доли труда, после которого мы должны иметь возможность о чем-то друг с другом переговорить, о чем-то вздохнуть, оглянуться назад, подумать о том, что нас ждет. Эти моменты жизни -- это и есть самое главное.
В Венеции Венсан нашел приятеля, он нашел людей, которые имели возможность попеть вместе. В провинции все друг за другом подглядывали, потому что всем было скучно. Подглядывание начинается тогда, когда тоска наступает.
-- Но в Венеции герои тоже подглядывали -- за монахинями...
-- На монахинь интересно посмотреть, особенно если они траву косят.
Беседовал Сергей ТОКАРЕВ