|
|
N°224, 04 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Номер один
Миллер без удовольствия рассказал о крупном международном проекте «Газпрома»
Глава «Газпрома» Алексей Миллер впервые в этом году созвал представительную пресс-конференцию. Он решил отчитаться о результатах своего турне по странам Западной Европы, посвященного реализации проекта строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ) по дну Балтийского моря. Г-н Миллер почему-то был не в настроении и рассказывал довольно сумбурно. Выходило, что пока есть только идея, а конкретики мало, да и наполнять ею проект будет не «Газпром», а Евросоюз.
Ответы г-н Миллер давал довольно раздраженно, ежеминутно перебивая вопросы журналистов. Охранники при этом не допускали, чтобы журналистские диктофоны лежали ближе чем на метр от Миллера, а когда глава «Газпрома» покидал зал, охрана сбила с ног одного из фотокорреспондентов. Впрочем, объяснение своему несколько неординарному поведению г-н Миллер дал сам: «Компанией номер один в мире является «Газпром», -- заявил глава концерна (правда, по другому поводу).
Что же касается непосредственно темы пресс-конференции, то из слов г-на Миллера получилось, что проект и его технико-экономического обоснование готовы, но окончательно еще не выбраны некоторые параметры. Также еще не определено, кто и в какой форме будет инвестировать в строительство, а также кому и по какой цене будет продаваться газ. «Найти иностранного партнера не так просто... Мало зарубежных компаний может наравне с «Газпромом» участвовать в разработке проектов», -- отталкиваясь от этой позиции, строил свое выступление глава концерна, заметив, что в ближайшие месяц-полтора Евросоюз вместе с Европейским инвестиционным банком и Европейским банком реконструкции и развития представит предложения «по механизму инвестирования и гарантиям» финансирования «самого приоритетного проекта».
По словам г-на Миллера, длина российского сухопутного участка газопровода составляет 897 км, морского -- 1189 км. Общая стоимость их строительства -- 3,2 млрд долл. Дальше, по планам, «труба» пойдет по территории Германии и Нидерландов в Великобританию (через Северное море), для этого необходимо вложить еще 2 млрд долларов.
Основная цель «Газпрома» при реализации проекта -- вступить на газовый рынок Великобритании. Эта страна, считает г-н Миллер, очень сильно нуждается в газе, так как сейчас туда поставляется в два раза меньше топлива, чем, например, в Италию. Основные игроки на британском рынке, по его словам, -- ВР, Royal Dutch/Shell, Centrica (контролирует около 70% коммунально-бытового рынка, а также имеет подземные хранилища газа). Кроме того, добыча газа в Норвегии в скором времени перестанет расти, а затем начнет падать, и очевидно, что Великобритании (как, впрочем, и другим европейским странам) необходимо более активно заниматься диверсификацией поставок.
Отвечая на вопросы о конкуренции с другими поставщиками, г-н Миллер несколько раз повторил, что обсуждаемый проект «не является альтернативой каким-либо другим проектам, не является альтернативой другим маршрутам» (подразумевая Ямал--Европу). По оценкам разработчиков проекта, к 2010 году (когда, как планируется, новый газопровод будет пущен в эксплуатацию) потребление газа в Европе вырастет на 100 млрд кубометров. Пропускная же способность будущего газопровода составит либо 19,7 млрд куб. м в год, либо 30 млрд.
О цене газа, который будет поставляться по новому трубопроводу, г-н Миллер ничего не сказал. Но сообщил, что будет договариваться с Евросоюзом о том, кому будет продаваться топливо в Германии (перепродавцам или конечным потребителям) и где (сейчас -- на границе). При этом российская сторона выступает за принцип take or pay (бери или плати). Возможен ли будет реэкспорт покупателями российского газа? «Вопрос открытый, но для нас реэкспорт неприемлем», -- заявил г-н Миллер.
Николай ГОРЕЛОВ