|
|
N°224, 04 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нефть в обмен на резолюцию
Американцы осложняют российским компаниям бизнес в Ираке
В полночь на четверг может прекратить действие гуманитарная программа «Нефть в обмен на продовольствие». Причина -- разногласия в Совбезе ООН между США и Россией по проблеме санкций против Ирака. Американцы хотят расширить список товаров, запрещенных для поставок в Ирак, и в этой связи тормозят продление гуманитарной программы. Россия возмущена этим. Дело не только в гуманитарных соображениях. Затронуты интересы российских компаний, ведущих свой бизнес в Ираке, который и без того застопорился из-за угроз войны в Персидском заливе. Если компромисс не будет найден, то зависнут все поставки в Багдад товаров, в основном продуктов питания, на сумму 2,96 млрд долларов. Ирак не сможет их оплатить. Между тем, как утверждает российский представитель при ООН Сергей Лавров (информацию об этом опубликовала газета The Washington Times), американский госсекретарь Колин Пауэлл ранее клятвенно заверял российского коллегу Игоря Иванова, что если Москва одобрит резолюцию Совбеза №1441 (о возвращении в Ирак инспекторов ООН по разоружению), то Вашингтон не будет чинить преград для очередного продления программы.
Благодаря гуманитарной программе, действующей шесть лет, Ирак имеет возможность экспортировать нефть, выручка от продажи которой поступает на счета ООН, и с них потом оплачиваются гуманитарные поставки. Программа, а также нелегальный экспорт нефти через курдские провинции в Сирию улучшили экономическое положение страны. До такой степени, что, согласно ноябрьскому докладу UNICEF, в Ираке за шесть лет число детей, страдающих от хронического недоедания, сократилось с 32 до 23%. Хотя их количество продолжает поражать воображение -- не менее миллиона человек. По данным иракского правительства, 1,7 млн детей умерли от недоедания и болезней, напрямую вызванных санкциями международного сообщества.
Каждые шесть месяцев программа автоматически продлевалась Совбезом ООН. И делала бизнес иностранных компаний в Ираке прогнозируемым. Нечто подобное должно было произойти и 25 ноября. Но вдруг США взбрыкнули и застопорили процесс. Дипломаты нашли временный выход -- технически продлить действие программы до 4 декабря, а за девять дней провести срочные консультации.
Логика США диктуется войной. Вашингтон предлагает продлить программу не на шесть, а лишь на три месяца (они истекают аккурат в феврале -- идеальном по погоде месяце для начала войны с Ираком) и то только в случае расширения списка запрещенных к поставкам товаров двойного назначения. США составили этот список в мае 2001 года -- в нем есть все, от грузовиков до быстродействующих компьютеров, -- и долгое время бодались с Россией по его составу. Утвердили Россия и США список весной этого года. Ныне, на фоне начавшихся инспекций Ирака, Россия настаивает на исключении некоторых товаров из реестра. Вашингтон, напротив, предлагает расширить его, утверждая, что Ирак может закупить товары для надвигающейся войны. Список предлагается дополнить не только технологически сложными станциями радиоперехвата и глушения и системами спутникового определения местоположения, но и хорошо знакомыми россиянам лекарствами: атропином и антибиотиком cipro. По утверждению американцев, атропин может применяться в случае использования противником нервно-паралитического газа, а антибиотик -- при заражении сибирской язвой. Впрочем, медицинские показания к применению данных препаратов более прозаичны. Атропин применяется в виде глазных капель для проверки остроты зрения, а также для «купирования желудочно-кишечных спазмов и уменьшения диареи». Среди опасных эффектов его применения -- дезориентация во времени и пространстве, ослабление внимания, сниженное потоотделение, сексуальная дисфункция. Антибиотик cipro может применяться при инфекциях мочевых путей и мягких тканей, гонорее, воспалении легких, кишечных инфекциях, ячменях.
На включении этих препаратов в список настаивал шеф Пентагона Дональд Рамсфелд (госдеп выступал против торпедирования программы «Нефть за продовольствие»). Никаких договоренностей с Россией по принципу «услуга за услугу» не было и в помине, утверждают американцы. Согласно российским медицинским справочникам, применение атропина даже в терапевтических целях может привести к провалам в памяти.
Андрей ЗЛОБИН