|
|
N°223, 03 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Итальянская книга песен
Музыкальная программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера XXII»
Фестивальное расписание «Декабрьских вечеров» как всегда охватывает почти весь месяц, но в этот раз музыкальная программа не совсем обычна -- давно она не была столь насыщенной самыми сильными и нетривиальными европейскими звездами камерной музыки. Внимательное ухо сразу заметит легкий уклон нынешних «Вечеров» к старинной музыке, всякому знаточеству, изяществу и аутентичному исполнительству. Причем очевидно, что этот мягкий оттенок возник одновременно из-за эффектного подбора музыкантов и сильной темы, выбранной для фестиваля в этом году, -- «Образы Италии». Музыкальные посвящения Италии так или иначе присутствуют в программе каждого вечера, превращая фестиваль в экстравагантное путешествие по ее углам, эпохам и эстетикам.
Редкий знаток самых утонченных фортепианных звучаний и форм, катастрофически мало выступающий в Москве, Константин Лившиц в пандан к барочным миниатюрам Скарлатти, Баха и Фрескобальди играет цикл визионера Листа «Годы странствий», одна из частей которого как раз «Италия» (4 декабря).
Небольшую монооперу «Лукреция», написанную Генделем в лучезарном Риме, а также сочинения итальянцев Вивальди и Скарлатти исполнят 6 декабря миланская певица Соня Прина, Витторио Гьельми (виола да гамба), Лука Пьянка (лютня), Рикардо Дони (клавесин). А следом за этим камерным составом любителей старинных опусов и соответствующих стилей исполнения в Москве во второй раз появятся знаменитые на весь мир итальянские старинщики-«рок-н-ролльщики» ансамбль Il Giardino Armonico (7 декабря). В их программе раритетный итальянский барочный репертуар обычно предстает не менее лихим и захватывающим, чем музыкальная тема Джеймса Бонда. Год назад ансамбль играл для крохотной аудитории Бетховенского зала Большого театра. Впрочем, «Декабрьские вечера» тоже не назовешь массовой площадкой.
В отличие от импозантных итальянских коллег английский вокальный Hilliard Ensemble не ограничивает себя только старой музыкой. В их репертуаре есть даже авангард ХХ века, и лет десять назад московская публика могла слышать именно такую музыку в ювелирном английском исполнении. Теперь будет обзор итальянских партитур разных эпох и стилей (11 декабря).
Не менее знаменитый в мире «Хаген-квартет» с квартетной музыкой Верди и Пуччини, которую почти никто и никогда не слышал, а также виртуознейший дует певца Роберта Холла и пианиста Олега Майзенберга бывают на фестивале часто. А вот интеллектуалка сопрано Джоан Роджерс с Малкольмом Мартино и программой итальянских романсов (17 декабря) и скрипач Томас Цеетмайр с цирковым номером из всех 24 каприсов Паганини (21 декабря) -- гости неожиданные, но от того не менее приятные.
Ближе к концу публика, как это часто бывает в последние годы, найдет в программе концерт камерного ансамбля «Солисты Москвы», Натальи Гутман и Юрия Башмета -- нынешнего главы «декабрьского» фестиваля. Изюминкой программы (иначе эту исполнительницу и не назовешь) обещает стать молодая прима Мариинского театра Анна Нетребко, чья мировая карьера нынче идет в гору (25 декабря). Из итальянских специалитетов этим вечером -- арии из оперы Беллини «Капулети и Монтекки». А 30 декабря виртуозные башметовцы и солисты Академии молодых певцов Мариинского театра играют в концертном исполнении оперу Доницетти «Дочь полка», специально для любителей нетривиальных репертуарных находок. Впрочем, для них предназначена и почти вся фестивальная программа.
Юлия БЕДЕРОВА