|
|
N°223, 03 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дело «русских убийц»
В понедельник суд шведского города Сюндсвалль приговорил 27-летнего гражданина России Алексея Кондратьева к пожизненному заключению за убийство таксиста Ярмо Пистооля. Его подельник, Александр Борисенко из Мурманска, получил такой же срок месяцем раньше. Как выяснило следствие, 49-летний таксист был убит ими 11 мая этого года. Как сообщает шведская «Афтонбладет», преступление планировалось заранее -- был приобретен шнур, чтобы связать и душить водителя, и духовой пистолет. Кондратьев и Борисенко сели в машину Пистооля и потребовали отвезти себя в безлюдное место. Там таксиста пытали, пока тот не выдал код своей кредитной карточки. После этого преступники задушили Пистооля, спрятали труп в лесу и скрылись.
Полиция предприняла активные поиски пропавшего таксиста и довольно быстро обнаружила убийц. В этом им помогло то, что преступники без стеснения пользовались кредитной карточкой убитого. 19 мая подельников взяли на шведско-финской границе. Жестокое убийство вызвало большой резонанс в прессе, следствие довольно быстро выяснило подробности преступления, и в сентябре дело было передано в суд. Ровный ход расследования омрачал только тот факт, что Кондратьев намеренно путал показания и называл себя британским тайным агентом, бывшим на задании в Швеции и Норвегии. Суд на всякий случай решил подстраховаться и отправил его на психиатрическую экспертизу, однако после вердикта экспертов Кондратьев, как и Борисенко, получил максимально возможный срок. Теперь осталось только решить, куда сажать убийц: Швеция хотела бы отправить их отбывать срок в российской тюрьме, но между нашими странами нет соглашения о выдаче преступников.
Это убийство не улучшило отношения шведов к русским эмигрантам. Дело в том, что преступники, въехав в Швецию в начале этого года, обратились к властям с просьбой о предоставлении политического убежища. В Швеции подобные запросы обычно рассматриваются в течение нескольких месяцев, а претендент на статус политического беженца спокойно живет в Швеции за счет государства. Количество людей, которых все-таки признают политическими беженцами, минимально, а большую часть соискателей убежища в конце концов выгоняют из страны. Конечно, далеко не все «подложные беженцы» совершают преступления, но даже одного убийства таксиста достаточно, чтобы шведские обыватели стали с еще большим подозрением относиться к гостям с Востока.
Владимир ДЗАГУТО