|
|
N°223, 03 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лошадиная страховка
Тариф на страхование ответственности автовладельцев по-прежнему не согласован
И без того «социально опасный» проект введения гражданского страхования ответственности автовладельцев обрастает новыми «опасными» идеями. Вчера Интерфакс со ссылкой на источники в Минфине сообщил: это ведомство предлагает привязать тариф на «автогражданку» к мощности автомобиля. Как удалось выяснить газете «Время новостей», подобная инициатива действительно живо обсуждалась на заседании межведомственной группы Минфина в минувшую пятницу, но серьезных перспектив у нее, похоже, нет. Сами страховщики убеждены в том, что число лошадиных сил под капотом машины не влияет на ее аварийность.
Между тем неожиданное появление «лошадиной» идеи демонстрирует, насколько не готовы власти к новому порядку. Закон об «автогражданке», вступающий в силу 1 июля 2003 года, до сих пор не имеет тарифной базы, а заинтересованные стороны -- страховщики и государство -- продолжают бесконечные консультации. Срок внесения страховых правил и расчета тарифов в правительство сдвинут в третий раз -- на 25 декабря.
Если идея дифференцированного в зависимости от мощности двигателя тарифа и возникла в Минфине, пока что в этом ведомстве авторства не признают. Глава департамента страхового надзора министерства Константин Пылов в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» заявил, что у него «нет такой информации». В то же время он заметил: «Каждый вносит свои предложения, все в процессе работы».
Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Слепнев считает, что «введение подобных коэффициентов (о конкретных цифрах, между тем, речь на заседании в пятницу не шла) совершенно необоснованно». По статистике, уровень аварийности не зависит от мощности двигателя -- малолитражки «бьются» не реже внедорожников. Та же проблема возникает при обсуждении тарифов на страхование иномарок и автомобилей отечественного производства -- некоторые считают, что страховка «Мерседеса» по определению должна стоить дороже полиса владельца «Жигулей». Сторонникам этой идеи г-н Слепнев прямо заявляет: «Статистических оснований для повышения коэффициента в данном случае нет». «Социальная подгонка негативно скажется в дальнейшем. Компаниям, работающим с российской продукцией, грозит финансовая неустойчивость, а страховщики иномарок получат избыточную прибыль. И кому это нужно?» -- спрашивает глава РСА.
В то же время РСА предлагает увеличить на 20% ставку базового тарифа «автогражданки» (напомним, что цифра эта фактически согласована и составляет 2110 рублей для физических лиц и 2950 рублей для юридических). Как рассказал газете «Время новостей» гендиректор страховой компании «Согласие» и глава президиума РСА Игорь Жук, «эти 20% -- разница между расчетами, представленными (страховщиками. -- Ред.) Минфину ранее и сейчас». При повторном подсчете, по словам Андрея Слепнева, была учтена недооцененная динамика роста страховых случаев и «автомобильная» инфляция -- запчасти и ремонт дорожают быстрее остальных вещей. Минфин это предложение не поддержал и потребовал дополнительного обоснования.
Г-н Жук сетует, что участники заседания вели «дискуссию без конкретных положений». Он считает, что государство, судя по всему, не слишком заинтересовано в быстром принятии тарифов. «Государство должно брать ответственность на себя, надо делать, а не говорить. Наша задача -- посчитать тарифы и согласовать их с Минфином, но когда работать не хочется, найдутся причины. Страховщики же со своей стороны максимально подготовлены к введению закона», -- считает Игорь Жук.
Алексей РОЖКОВ