|
|
N°222, 02 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ну, йок!
Сборник «альтернативного шансона» (смотри «Время новостей» от 8 октября), отпремьеривший группы означенного жанра, начал расслаиваться на полновесные релизы. Первыми на лейбле «Ш2», культивирующем «альтернативный шансон», вышли альбомы коллективов «Хоронько-оркестр» и «Паперный ТАМ».
Алексей Паперный и его «Товарищество актеров и музыкантов» в рекомендациях не нуждаются. Это своего рода реликвия клубной Москвы. Не зря же сам бендлидер исполняет обязанности арт-директора энного количества столичных клубов. Ансамбль выступает уже лет семь и обзавелся кругом поклонников из числа студентов-гуманитариев и прочих тусовщиков. Раньше записи Паперного выходили в основном на разных подарочных и бонус-дисках клуба «Китайский летчик». Теперь выяснилось, что команда «ТАМ» -- тоже «альтернативные шансонщики» -- тут-то их подписала и выпустила соответствующий лейбл «Ш2». Быстрее всех остальных своих артистов -- программа-то обкатана.
В ситуации как таковой нет ничего плохого. Мало того, она свидетельствует об очень даже позитивных моментах нашего рекорд-бизнеса: возникает стиль -- появляются артисты -- организуется лейбл. Или наоборот. Но все равно -- все находят друг друга и живут долго и счастливо. (Надеюсь.) Наличие маленьких лейблов и студенческих радиостанций, работающих с нестандартным репертуаром (субкультура), это и есть та самая настоящая «альтернативная музыка», имя которой у нас присобачивают ко всяким ремесленным поделкам вроде Total. Продуктивность такой культуры проявляется в достоинствах и недостатках каждого отдельно взятого релиза. Естественно, «альтернатива» не застрахована от халтуры и псевдотворчества, но точно так же совсем не застрахованы от этого и «официальные» рекорд-компании.
Конкретно про группу «ТАМ» говорить не очень хочется -- ничего особенно удивительного они на альбоме «Удивительные приключения» не показали. Впрочем, к сочинению и исполнению материала музыканты подошли ответственно и профессионально, а упрекать их за материал как-то неудобно. Вкусы -- материя спорная. Поклонники по-любому оценят этот альбом, непоклонники (любителям авторской песни и новообращенным «аквариумистам» рекомендуется) не найдут ничего раздражающего: все в высшей степени интеллигентно и безобидно. А кстати, у «романсов» и «блатняков», на чью эстетику ориентируются музыканты лейбла «Ш2», темы отнюдь не безобидны -- тексты там как раз обо всяческих злых кознях, предательстве, подлости и т.д. Причем иногда с довольно лихо закрученным сюжетом -- вот, собственно, к чему там пошлости в стиле «ты едешь пьяная, полураздетая». А совсем не ради красного словца.
О втором релизе, напротив, пару слов сказать стоит. Совсем не «ласковых», скорее нейтральных. «Хоронько-оркестр» в отличие от ансамбля Паперного никому не известен. Эклектика их первого альбома («Страшные песни») может возбудить нечеловеческую зависть даже самого Сергея Пенкина. Пастиш из Вертинского, «шумел камыш», интонаций Бобби Макферрина и даже кусочек стандарта New York, New York. Соответствующие слова певец Хоронько произносит своеобычно -- «ну, йок». В буклете написано, что весь надежды маленький оркестрик под управленьем Хоронько записывался сразу на один микрофон, как довоенные джаз-банды. Те записи были, как известно, для своего времени прекрасны. Сейчас же воспроизводящая техника шагнула далеко вперед, но не об этом речь. Речь о том, что к чему все эти навороты? И «концептуальный» процесс записи, и миллион цитат, и в результате -- ни особенного веселья, ни мелодических откровений. Да и звучит все как-то плоховато. Ну, йок, действительно. Йок, да и только.
Александр БЕЛЯЕВ