Время новостей
     N°222, 02 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.12.2002
Выселять не будут
Реформу жилкомхоза приняли в урезанном варианте
Со второй попытки законопроект о реформе ЖКХ все-таки прошел через Думу. В среду для его одобрения не хватило пяти голосов, в пятницу же при необходимых для принятия решения 226 голосах проект поддержали 244 депутата. Представитель президента Александр Котенков на этот раз четко транслировал позицию Кремля, и центристы намек поняли правильно.

При этом реформы пока не предвидится. До 2005 года правительство подстраховалось от социального негодования, пообещав, что федеральный бюджет будет компенсировать расходы регионов на льготы по оплате жилья. Они сохранились, в частности, для ветеранов, членов их семей, сельской интеллигенции и еще 20 категорий граждан. Из законопроекта удален и пункт о выселении из квартиры за неуплату.

Стопроцентной оплаты жилья также пока не будет. Расходы граждан в этой части будут покрываться из госбюджета. Но по-прежнему вне зависимости от доходов, а исходя из стандартов оплаты коммунальных услуг, подразумевающих региональные коэффициенты. Тем самым выхолощена сама суть реформы «с каждого по доходам». Переход на адресные субсидии должен произойти лишь в 2005 году, но для этого надо будет еще создать систему персональных счетов для выплаты компенсаций.

Фактически смысл всех преобразований сводится лишь к повышению квартплаты. Правда, разработчики реформы всячески это отрицают. Излюбленной фразой у сторонников преобразований ЖКХ стало: «Если население не хочет платить много, оно должно научиться защищать свои интересы». То есть самим решать, кого нанимать подрядчиком для ремонта теплосетей, починки крыш и вывоза мусора. Таким образом, правительство надеется избавиться от монополизма в сфере жилкомхоза и сделать столь прибыльную сферу конкурентоспособной. В качестве примера берется Германия, где существует столетняя традиция борьбы операторов ЖКХ за потребителя. Однако в большинстве других стран услуги, оказываемые ЖКХ, -- один из выгоднейших видов бизнеса и монополизирован крупными компаниями. К примеру, в Италии, коммунальное обслуживание -- традиционная сфера отмывания денег.

Откуда возьмется конкуренция между российскими коммунальными службами, когда ее никогда и не было, совершенно не понятно. Нормативные основы пока не созданы. Сложно представить, как население будет реализовывать предоставленное ему право выбора подрядчика на практике. Как соберутся все жильцы дома и примут единогласное решение о том, что качество работы тех, кто чинит им трубы, крайне низкое. И как они найдут себе тех, кто будет работать лучше. Что уж говорить о городских коммуникациях! Если даже все население и задастся вопросом, почему оно должно платить деньги за 30-процентную потерю тепла в обветшавших трубах, то на капитальную починку теплотрасс будет наверняка найден подрядчик, устраивающий городскую администрацию. Не созывать же по этому поводу всенародное вече. Новичков на столь высокодоходный рынок никто не пустит. У монополистов же по-прежнему не будет стимула для понижения стоимости услуг.

Единственные, кто рад коммунальной реформе сегодня, -- это местные власти. Отвечать перед населением за лопнувшие зимой трубы и отсутствие света приходится им. А с населения взыскать деньги на содержание ЖКХ проще, чем получить их из бюджета. А оттуда поступает мало и с перебоями. Теперь можно с полном правом указать горожанам, что степень нагрева батареи стала прямо пропорциональна заплаченному за это. Да еще и пени за неуплату вменить.

Ирина СКЛЯРОВА