|
|
N°157, 30 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ты в наш садик не ходи
Партии могут получить эксклюзивное право на участие во всех выборах
Лихорадка партстроительства, обычно случающаяся ближе к выборам, возможно, начнет трепать российских политиков задолго до 2003 года. Еще до конца сессии в Думу может поступить проект закона «О политических партиях». А на 9 ноября назначены посвященные этой теме парламентские слушания.
Сегодня существуют три версии законопроекта о политических партиях. Трудно сказать, какая будет принята в конечном итоге, но очевидно, что это приведет к серьезному изменению политического ландшафта. Говоря образно, на месте дикого сада должен появиться строгий французский парк. Речь идет не только об уменьшении количества участников (постоянных, запасных или вообще случайных) политического процесса, но и о более жесткой регламентации жизни и деятельности оставшихся.
На дискуссиях, регулярно устраиваемых в ЦИКе, как базовый рассматривается проект, сочиненный в недрах ЦИКа (есть еще два депутатских -- Шишлова из «Яблока» и Чуева из «Единства»). Согласно ему в качестве партии может быть зарегистрирована организация, состоящая минимум из 10 тысяч членов, причем количество членов в каждом региональном отделении должно быть не менее 100. Для того чтобы получить регистрацию в Минюсте, партии следует сначала создать региональные отделения, провести учредительный съезд, на котором не менее 200 делегатов должны утвердить устав, программу и т.п. Возможно создание партии путем преобразования в нее общероссийских общественных организаций или движений. Впрочем, последние, чтобы получить высокое звание партии, должны соблюсти все установленные нормативы, в частности, по численности, количеству региональных объединений и т.п. Потрудиться ради причисления к лику партий стоит: согласно законопроекту только им дозволено участвовать в выборах, то есть выдвигать своих кандидатов по одномандатным округам, выставлять списки, кандидатов в губернаторы и президенты. Эксклюзивность распространяется на все выборы -- от думских и президентских до региональных и выборов глав местного самоуправления. Это означает, что партии становятся своеобразными карьерными лифтами: добиться политических высот в России в случае принятия такой нормы можно будет почти исключительно через членство в партии. Партийность при этом становится делом сугубо индивидуальным.
Для ЦИКа самыми важными в законе о партиях являются именно положения, касающиеся участия в выборах. Во-первых, при исключительном праве партий резко сокращается число участников избирательных кампаний. Соответственно, у ЦИКа существенно сокращается фронт работ. А выборы из нервного, напряженного процесса превращаются в увлекательное шоу с более предсказуемым результатом. Учитывая, что циковский вариант закона (так же, как и Чуева) предполагает создание исключительно федеральных партий, то ЦИК, осуществляющий сейчас лишь общий надзор за региональными и местными избиркомами, при новом порядке становится фактически их главой.
Впрочем, неправильно думать, что ЦИК предлагает ввести партийную жизнь в рамки исключительно ради собственной корысти. Этот, как и два других проекта, так или иначе пытается решить ту же проблему -- упорядочить хаотичную политическую деятельность в стране.
И закон о политических партиях -- ответ на запросы изменившегося времени. Через 11 лет, после отмены 6-й статьи советской Конституции, российский истеблишмент созрел для того, чтобы огородить свою политическую делянку. Вопрос лишь в том -- как. По словам одного из активных участников дискуссий по закону о партиях, сейчас ключевыми являются четыре проблемы: статус партий, масштаб их деятельности (федеральные и (или) региональные), наличие государственного финансирования, преференции для уже представленных в Думе организаций.
Александр Вешняков со товарищи, взяв на себя инициативу по сочинению закона о партиях, действует мудро. По их замыслу, сначала нужно подготовить проект, с которым были бы согласны основные думские фракции. Затем этот проект должен быть представлен президенту и, в случае его одобрения, может быть внесен в Думу от его имени. Что обеспечит ему быстрое прохождение в парламенте, даже в случае сопротивления сенаторов.
Недостаток плана в том, что Кремль, который претендует на эксклюзивность в организации политического ландшафта, пока не решил, хочется ли ему французского парка, японского садика или чего-то другого. Раздумья понятны: на постриженный политический газон выпустить пастись очередного «медведя» будет невозможно.
Cветлана ЛОЛАЕВА