|
|
N°231, 16 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мир без подписи
На переговорах в Женеве обещания нужно превратить в документ
Несмотря на предшествующие мирные заявления Тбилиси, Сухуми и Цхинвали, напряженным обещает стать начинающийся сегодня 14-й раунд Женевских консультаций по безопасности на Кавказе, проводимых после вооруженного конфликта 2008 года. Посредники из Москвы, Вашингтона, ООН, Евросоюза и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) впервые за все время переговоров в данном формате располагают словесными обещаниями сторон не воевать друг с другом. Но включить их в официальный документ скорее всего пока не получится.
Дело в том, что не удается снять само разногласие, кто с кем должен расписываться в мирных намерениях. Грузинский президент Михаил Саакашвили еще в конце ноября заверил международное сообщество, что не применит силу для возвращения Абхазии и Южной Осетии. Однако в Тбилиси готовы заключить соглашение только с Москвой, поскольку считают, что Россия «оккупировала» бывшие грузинские автономии. Президенты Абхазии и Южной Осетии -- Сергей Багапш и Эдуард Кокойты выступают за то, чтобы документы о неприменении силы с Тбилиси подписали Сухуми и Цхинвали. Их позицию поддерживает Россия, считающая Грузию ответственной за события 2008 года.
«Москва вводит в заблуждение международное сообщество, приравнивая к заявлению президента Грузии заявления лидеров «марионеточных режимов», -- сказал замминистра иностранных дел Грузии Серги Капанадзе. По его словам, было бы желательно, чтобы Россия уже на этом раунде переговоров в Женеве взяла на себя обязательство не воевать с Грузией.
Скандалом может завершиться и обсуждение вопроса размещения в Южной Осетии на российской военной базе систем залпового огня «Смерч», чей радиус действия почти 70 км, -- а это уже почти грузинская столица. Кроме того, в канун переговоров в Швейцарии в Знаурском районе Южной Осетии открылись первые два из 19 городков, оснащенных по последнему слову техники, российских пограничников, что также вызвало недовольство в Тбилиси.
Руководитель делегации Южной Осетии полпред президента этой республики Борис Чочиев заявил, что обсуждение вопроса о неприменении силы будет «наиболее актуальным вопросом» 14-го раунда. Аналогичной точки зрения придерживается советник президента Абхазии и глава абхазской делегации Вячеслав Чирикба. Он оптимистично допустил возможность на этом раунде начать разработку деталей будущего соглашения о неприменении силы: «Будем обсуждать наработки, имеющиеся у нас и у других участников дискуссий».
Делегацию России возглавляет замглавы -- статс-секретарь МИДа Григорий Карасин. Не сменила руководителя группы переговорщиков и Грузия, хотя Георгий Бокерия переведен с поста первого замминистра иностранных дел на должность секретаря национального совбеза. Грузинские делегаты к поездке в Женеву получили морально-политическую поддержку США -- в начале следующего года сенат планирует принять резолюцию, в которой назовет Абхазию и Южную Осетию «оккупированными территориями». МИД России «обратил внимание» на подготовку этого документа, заметив, что в Москве «не отрицают права американских законодателей давать собственные оценки», но сожалеют по поводу того, что «игнорируется новая реальность, возникшая после развязанной режимом Саакашвили агрессии в августе 2008 года». После этого «некорректно и нелогично» считать Абхазию и Южную Осетию «оккупированными Россией грузинскими регионами», а желание Тбилиси восстановить довоенный статус-кво «иллюзорно».
Бывший постпред Грузии при ООН и лидер оппозиционной партии «Свободных демократов» Ираклий Аласания считает, что Саакашвили запоздал с мирными инициативами. Политик напомнил, что он еще пять лет назад предлагал президенту Грузии подписать декларацию о невозобновлении войны и возвращении беженцев, но тот «упустил исторический шанс» и теперь «в ответе за это». Ректор тбилисской дипакадемии Сосо Цинцадзе в беседе со «Временем новостей» указал на «опасность попадания Грузии в Женеве в российский дипломатический капкан»: «Россия предложит зафиксировать мирные заявления на бумаге, придав им юридическую силу. Абхазия и Южная Осетия, конечно же, согласятся. Формально все выглядит вроде бы нормально, но в этом случае Москва уходит от ответственности как сторона в конфликте, чего не желает Тбилиси. К тому же Грузия, подписав соглашения с Абхазией и Южной Осетией, косвенно признает их. Ситуация в Женеве будет острой, а результат -- нулевым. Продолжится топтание на месте. Но из переговоров никто не выйдет, дабы не давать козырь противникам».
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси