|
|
N°230, 15 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Партийная половина
Президент приравнял муниципальные выборы к региональным и федеральным
Городские Думы и законодательные собрания муниципальных образований будут избираться по партийным спискам по крайней мере наполовину. Соответствующий законопроект внес вчера в Госдуму президент Дмитрий Медведев, выполняя предначертания собственного послания Федеральному Собранию. Законопроект предполагает внесение поправок в ст. 35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» и в ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». В результате принятия этих изменений выборы в городские и муниципальные парламенты будут фактически проводиться по тем же правилам, что и в заксобрания субъектов федерации.
Как ожидается, вносимые поправки затронут около 1200 представительных органов муниципальных образований. Прежде всего новации коснутся только парламентов с численностью депутатского корпуса 20 и более человек. Не менее половины слуг народа в таких муниципальных собраниях будет избираться по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам. При этом проходной барьер для допуска к распределению мандатов не должен превышать 5%, а может и вовсе отсутствовать -- на усмотрение регионального законодателя. Если в заксобрании депутатов меньше 20, то вопрос о применении пропорциональной, мажоритарной (выборы отдельных кандидатов) или смешанной системы выборов целиком находится в ведении субъекта федерации.
Президентский законопроект также устанавливает требования к депутатам и фракциям в муниципальных законодательных собраниях. Они аналогичны правилам, действующим в региональных парламентах: все депутаты, избранные по списку партии, входят в ее фракцию, а одномандатники при желании имеют право к ней присоединиться. Депутат может состоять только в той партии, во фракцию которой он входит. Один парламентарий тоже может представлять собой целую фракцию. А вот выйти из фракции нельзя под страхом досрочного прекращения депутатских полномочий.
За пропорциональную систему давно ратует оппозиция: практика показывает, что в одномандатных округах административному ресурсу проще проводить своих кандидатов, так как для победы достаточно даже небольшого перевеса в голосах на небольшом числе участков. Однако в президентском законопроекте есть свои подводные камни. Главная сложность в том, что при распределении по партспискам небольшого числа мест и при небольшой численности электората повышается «стоимость» каждого мандата, то есть число голосов избирателей, которое необходимо набрать для попадания в парламент. За счет этого автоматически образуется «естественный» проходной барьер, который зачастую выше официально установленного законом.
«Число мандатов, распределяемых по пропорциональной системе, может быть небольшим, при общей численности заксобрания в 20 человек по спискам распределяется десять мест, -- пояснил «Времени новостей» член ЦИК от «Справедливой России» с правом совещательного голоса Сергей Даниленко. -- Условно говоря, мандат стоит порядка 10%, хотя он может быть получен уже при результате 8--9 и даже 7,5%». Однако даже это значительно выше, чем определенный президентским законопроектом порог в 5% проходных. Более того, нетрудно посчитать, что при использовании пропорциональной системы для заксобраний с численностью менее 20 депутатов «естественный» заградительный барьер будет еще выше. «Уже были судебные иски по подобным случаям, -- напоминает г-н Даниленко. -- Между принципом прохождения и принципом пропорциональности представительства суды выбирают последний, полагая, что места в парламенте должны быть распределены в первую очередь пропорционально числу набранных голосов».
Судя по всему, теперь сложившаяся практика получит законодательное закрепление. Г-н Даниленко оговорился, что «Справедливую Россию» это не пугает: «Мы на муниципальных выборах получаем до 13--15%». Однако малые партии, которые ранее пропорциональная система выбросила из федеральной и даже региональной политики на муниципальный уровень, теперь рискуют и вовсе остаться за бортом.
Впрочем, по мнению президента фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова, нанопартиям хуже не будет просто потому, что хуже некуда: «Монополия четырех парламентских партий и так работает на недопущение малых партий в политику». Несмотря на это, эксперт все равно считает проводимую реформу палкой о двух концах. «Существует определенная иллюзия, что партийная вертикаль повысит управляемость муниципальной сферы и снизит ее непредсказуемость, -- заявил он «Времени новостей». -- Но сложно сказать, как она будет работать, так как запрос на партии у избирателей невелик». А проблемы муниципальной сферы, уверен политолог, все равно никуда не денутся, потому что зависят не от системы выборов: это периферийность муниципалитетов для федерального центра, система межбюджетных отношений, не позволяющая наполнять местные бюджеты, отсутствие внятных решений в сфере ЖКХ.
Наталья РОЖКОВА