|
|
N°230, 15 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Осень патриархов
Последнее впечатление самое сильное. Я имею в виду сеанс психиатрического самоанализа, проведенного Филиппом Киркоровым в палате израильской клиники под руководством Андрея Малахова. Он плакался, просил прощения, уверял, что не оправдывается... и оправдывался, оправдывался, оправдывался...
Это было бы грустно, если бы не было так смешно. Крутой мачо, король оранжевого лета на глазах миллионов превратился в жалкого плаксу. Он стал посмешищем сначала в блогосфере, а на следующий день и в эфире «Первого канала», где малаховская затея тут же оказалась объектом ядовитой иронии.
Надо полагать, киркоровская исповедь еще не однажды станет предметом желчных насмешек. Малахов, может, и хотел услужить своему другу, но в сущности подставил его.
Из наиболее одиозных проектов осени я бы отметил «Детектор лжи». Это нечто выдающееся по части поощрения человеческой подлости. Откровенность в личных и интимных чувствах и отношениях в обмен на приличные деньги. Граждане покупаются из корысти -- кому надо карточный долг вернуть, кому за ипотеку расплатиться, кому для покупки машины денег недостает.
Из наиболее скандальных в общественном отношении телесобытий стоит отметить отмену «Справедливости» на канале РЕН. Теперь можно только с сожалением говорить о том, как ее недоставало в дни, когда происходило обсуждение закона о милиции-полиции. Когда подверглись атакам журналисты Бекетов и Кашин, когда идут разборки по поводу преступлений в станице Кущевская... Ведь программа Андрея Макарова была наиболее содержательным каналом обратной связи общественного мнения с государственными институтами.
По-своему значимым представляется проект «Суд времени». Все его выпуски сложились в единый сюжет. Линия противостояния четко просматриваема. С одной стороны авторитарно-деспотическое государство, с другой -- отдельный индивид. Интересы первого отстаивает харизматичный Кургинян. Интересы второго -- интеллигентный Млечин. В силу исторических рефлексов массовая аудитория в большинстве поддерживает патерналистские комплексы, которые и презентует товарищ Кургинян, а более малочисленная группа отдельных граждан, представленных в телевизионной студии, отдает предпочтение позиции господина Леонида Млечина. Это нормально для страны, которая еще в XIX веке была крепостной и где в конце XIX века простой мужик не понимал, почему нельзя гайки отвинчивать от рельсов. Но не стоит отчаиваться и по поводу результатов интерактивного голосования. 10% убежденных либералов в стране на данном историческом этапе, в данной социальной обстановке -- это не так плохо. На это у кургиняновцев крик: «Так вам народ не нравится!» На это можно ответить: «Наш народ, как наш климат, умеренно континентальный». Его нельзя революционно преобразовать. Его можно постепенно смягчать и индивидуализировать. А «Суд времени» -- проект, который требует продолжения. Он нужен обществу как термометр и как барометр. И отчасти как компас.
Осень была примечательна войнами с Лукашенко и с Лужковым. На информационной войне, как на всякой войне, перья приравниваются к штыкам, а телевизионные программы -- к подствольным минометам.
На сериальном фронте господствовал «Глухарь» -- довольно точная иллюстрация к тому, как работает наша милиция.
Интересна героическая попытка «Первого» перейти в показе сериала с ежедневного шага на еженедельный. Сегодня можно констатировать, что она не удалась. Но думаю, что она не безнадежна. По крайней мере стало понятно, в чем загвоздка -- в качестве сериалов. Испытание еженедельным показом выдержал, пожалуй, только «Побег». Остальные сильно отстали по рейтингу. Мыльную жвачку можно жевать ежедневно в режиме нон-стоп.
Из того, чем сердце успокоилось, стоит назвать проект Владимира Познера «Тур де Франс» на «Первом». Смотрелось легко, с мыслью: «Живут же люди...»
По передаче «Центральное телевидение» можно объективно судить, как живем мы.
На «Культуре» прошли два интересных проекта -- «Иосиф Бродский. Возвращение» и «Театральная повесть» Анатолия Смелянского.
Перспективным кажется проект «Спорим... Обсуждаем...», где показываются значительные документальные фильмы, которые затем становятся предметом обсуждения в студии.
Среди удач этого сезона -- «Сати. Нескучная классика» и программа Аллы Сигаловой «Глаза в глаза».
Сомнительным проектом уже после первого выпуска мне показался «Контекст», как по подаче, так и по содержанию. Ведущий Юрий Поляков выглядит большим и непререкаемым начальником, сидящим за многоугольным столом и приглашающим на короткие аудиенции критиков по всем видам искусства.
Смотрится странно, если не сказать глупо. Но зато исполнилась мечта писателя Юрия Полякова получить авторскую программу, с помощью которой он мог бы поставить на место авангардную культуру и ее адептов. Ну что же, флаг ему в руки.
Юрий БОГОМОЛОВ, «Российская газета»