|
|
N°230, 15 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Конфликт не нужен
Москва и Пекин призывают Пхеньян и Сеул к диалогу
Сегодня завершает визит в Москву глава северокорейского МИДа Пак Ы Чун, который прибыл в российскую столицу 12 декабря для переговоров с российским коллегой Сергеем Лавровым. И сегодня же в Москву прибывает глава южнокорейской делегации на шестисторонних переговорах по ядерной проблеме КНДР и замглавы МИД Южной Кореи Ви Сон Нак. Он встретится с российским коллегой Алексеем Бородавкиным и проинформирует его об итогах состоявшихся на минувшей неделе в Вашингтоне бесед глав МИД Южной Кореи, США и Японии.
Этим дипломатическая активность вокруг Кореи не ограничивается. В ближайшие дни столицу США посетит курирующий шестисторонние переговоры посол по особым поручениям МИД России Григорий Логвинов. Тем временем в Пекин направляется первый заместитель госсекретаря США Джеймс Стейнберг, а в Пхеньян -- бывший спецпредставитель США по КНДР Билл Ричардсон. Все эти шаги направлены на урегулирование кризисной ситуации, возникшей на Корейском полуострове после обстрела 23 ноября южнокорейского острова Енпхендо, в результате которого погибли четыре и не менее 18 человек получили ранения.
По сообщениям китайских СМИ, 9 декабря руководитель КНДР Ким Чен Ир и член Госсовета КНР Дай Бинго в ходе подробной беседы достигли консенсуса относительно видения ситуации на Корейском полуострове. Это важная новость, ведь реакция Москвы и Пекина на события вокруг Енпхендо была куда более сдержанной, чем на предполагаемое потопление северянами в марте южнокорейского корвета «Чхонан». А ведь в ходе инцидента была обстреляна территория Южной Кореи, под огнем погибли помимо двух военнослужащих два гражданских строителя. Этот инцидент вполне мог стать темой для обсуждения на Совбезе ООН. Но Сеул не стал выносить этот вопрос на Совбез. И это может означать, что в ходе всестороннего рассмотрения могли всплыть факты, делающие позицию Юга еще более спорной и уязвимой, чем в истории с корветом, когда Совбез ООН не назвал виновником инцидента Пхеньян.
Разобраться в ситуации на Корейском полуострове невозможно, если ограничиться донельзя упрощенным противопоставлением «хорошего и демократического» Юга «плохому и тоталитарному» Северу. В наши дни внешняя политика Южной Кореи оказалась в руках консерваторов эпохи «холодной войны», которые готовы на все ради реализации «исторического шанса на объединение нации» путем слома политической системы КНДР и поглощения Севера. Эти силы торопятся и потому стремятся заручиться согласием США на «раскачивание лодки».
Об этом свидетельствуют рассекреченные интернет-ресурсом «Викиликс» документы. Они рассказывают о том, как южнокорейские дипломаты обсуждали с американскими коллегами, чем надо «купить» Пекин, чтобы он не вмешивался в процесс объединения. Это фактически подтвердил экс-директор национальной разведки США Деннис Блэр, сказавший, что Южная Корея готовится к военной операции против Севера, так как скоро у ее руководства «не хватит терпения спускать на тормозах» провокации КНДР. А Китай, которому «нужно только сохранение мира в регионе», уже «не столь сильно влияет на дела КНДР, как это многим кажется».
На днях глава оборонного комитета парламента Южной Кореи Вон Ю Чхоль поведал прессе о том, что на состоявшихся в октябре переговорах министров Южной Кореи и США была достигнута договоренность о создании совместного комитета, в чьи задачи входит противодействие северокорейской программе создания оружия массового поражения и подготовке ответных мер на вероятную ядерную атаку со стороны КНДР. Однако Север заведомо не начнет по своей инициативе войну, которую он не сможет выиграть. Пак Ы Чун накануне визита в Москву заявил российским журналистам, что КНДР «перед лицом враждебных действий США и Южной Кореи будет укреплять оборонный потенциал с опорой на ядерные силы сдерживания». Обмен артиллерийскими ударами между Севером и Югом 23 ноября северокорейский министр назвал «результатом неразумных и одновременно планомерных мероприятий по развязыванию войны со стороны воинствующих сил Южной Кореи, которые намереваются, нервируя КНДР в военном отношении, спровоцировать вооруженное столкновение и под этим предлогом так и норовят зажечь пламя войны».
И если консервативные политики в Сеуле считают, что могут получить выгоду от дестабилизации ситуации на полуострове, то России и Китаю конфликт вблизи их границ совсем не нужен. Они призывают к диалогу, чтобы выслушать и северян, и южан. Глава китайской делегации на шестисторонних переговорах У Давэй сказал на днях японскому коллеге Акитаке Сайки, что Пекин выступает за то, чтобы «стороны воздерживались от взаимных обвинений», «предотвратили возникновение возможных новых конфликтов» и «предприняли активные и практические действия, направленные на скорейшее возобновление шестистороннего переговорного процесса». Напомним, в шестисторонних переговорах участвуют два корейских государства, Китай, Россия, США и Япония. Выступая за стабильность и объективность, Москва демонстрирует, что настроена на конструктивный диалог.
Константин АСМОЛОВ, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН