|
|
N°228, 13 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нацисты у Кремлевской стены
Митинг футбольных фанатов перерос в погромы
Столичная милиция вчера отпустила всех задержанных участников беспорядков на Манежной площади, где в субботу днем по разным данным от 5 до 10 тыс. человек собрались почтить память погибшего в драке с кавказцами болельщика «Спартака» Егора Свиридова. Впрочем, сказать, что эта «акция памяти» обернулась просто беспорядками, можно лишь условно. На деле все вылилось в хорошо организованное противостояние разъяренной толпы с милицией, сопровождавшееся массовым избиением всех оказывавшихся поблизости «нерусских» и немыслимыми, как могло показаться до сих пор, сценами вскидывания сотен, а может, и тысяч рук в фашистском приветствии в направлении Кремля под крики «Россия для русских».
Стражи порядка в свою очередь оказались явно не готовы к такому развитию событий. В результате стычек с митингующими некоторые из них сами попали в больницы с ожогами от файеров и сломанными ребрами. Более того, в итоге милиция позволила собравшимся спокойно разойтись, даже не перекрыв входы в метро. А там участники акции продолжили «искать правду», зверски избивая попадавшихся им на глаза людей с «неправильной» внешностью. Десятки видеороликов и фотографий, появившихся в Интернете, демонстрируют абсолютно потерянных стражей правопорядка на фоне беснующихся молодых людей.
Это все было удивительно само по себе -- столь масштабных стихийных выступлений Москва не знала, пожалуй, с 1993 года, а националистические и фашистские лозунги так громко, тем более у кремлевских стен, вообще никогда не звучали. Но еще удивительнее оказалась на все это реакция властей. До вчерашнего вечера так и не появилось ни одного уголовного дела, хотя даже по фото- и видеоматериалам с места ЧП, появившимся в Интернете, можно было насчитать десятки фактов побоев, разжигания расовой ненависти, нанесения телесных повреждений разной степени тяжести, нападений на представителей власти или банального хулиганства. Кроме того, осталось непонятно, как же расценивать наличие 30 пострадавших в результате этих событий. И на всех задержанных составили лишь административные протоколы, после чего отпустили.
Вчера, причем заслушав доклад главы МВД Рашида Нургалиева о событиях на Манежной, действия милиции одобрил и президент Медведев. Что именно и в каком ключе рассказал ему министр, пресс-служба главы государства не сообщила. В ее сообщении было лишь отмечено, что г-н Медведев поручил г-ну Нургалиеву «и в дальнейшем предпринимать все необходимые меры по охране общественного порядка».
Между тем на сайте МВД было размещено не менее удивительное, чем сами события у стен Кремля, заявление министра Нургалиева. В нем, в частности, было отмечено: «Если оценивать хронологию событий, то становится ясным, что организованными траурными мероприятиями болельщиков «Спартака» в своих целях воспользовались радикально настроенные лица. Они провоцировали молодежь, в нарушение действующего законодательства проводили несанкционированные акции, которые могли перерасти в массовые беспорядки, столкновения и погромы. (...) В наших работников летели камни, арматура и другие предметы; пострадали и гражданские лица, и сотрудники. Благодаря выдержке сотрудников милиции и их профессиональным действиям была пресечена противоправная акция».
Таким образом, следуя логике МВД, получился парадокс -- хоть «камни, арматура и другие предметы» по площади летали, хоть «гражданские лица и сотрудники» и пострадали, но и противоправная акция все же вроде как не состоялась. Что же там тогда было, осталось полной загадкой.
Фаната футбольного клуба «Спартак» Егора Свиридова, которого его соратники и «поминали» в субботу, убили в ночь на 6 декабря. По данным следствия, около полуночи он со своими друзьями на автобусной остановке у дома №37 по Кронштадтскому бульвару ловил такси. Неподалеку от них стояло несколько выходцев с Северного Кавказа -- кабардинцы и дагестанцы. Между молодыми людьми завязалась перепалка. До сих пор не ясно, кто стал ее инициатором, но она переросла в драку. Приезжие быстро одержали верх над болельщиками: их было почти в два раза больше. Как рассказывали друзья Егора, поверженных достреливали из травматического пистолета, пока у оппонентов не закончились патроны, -- на месте ЧП нашли 12 гильз. 28-летний Егор Свиридов получил четыре пули в живот и умер от разрыва внутренних органов, а его товарищ Дмитрий Филатов оказался в больнице.
После драки все кавказцы были задержаны, но в итоге под стражей остался лишь 26-летний кабардинец Аслан Черкесов, которого обвинили в убийстве Свиридова. Всех остальных отпустили, даже не возбудив дело по факту побоев, которые те нанесли болельщикам. По какой причине участники той драки оказались на свободе, объяснить не могут ни в ГУВД, ни в СКП, однако именно это стало катализатором резкой активизации футбольных фанатов и поддержавших их членов ряда националистических движений. Около тысячи болельщиков вечером 7 декабря провели масштабную акцию протеста, на полчаса перекрыв Ленинградский проспект. По словам сотрудников милиции, болельщики вели себя достойно, не провоцируя беспорядки. Поэтому, несмотря на то что акция не была санкционирована, милиционеры отказались применять к болельщикам какие-то меры воздействия. Зато само мероприятие оказалось действенным: к проблеме было привлечено внимание властей и общества, после чего следственные органы спохватились и объявили в розыск отпущенных ранее участников драки, все же возбудив дело о побоях. К настоящему времени троих из них уже нашли и задержали.
Фанаты, однако, на этом останавливаться не собирались и вознамерились провести еще две акции -- в субботу должно было состояться шествие по Кронштадтскому бульвару и митинг на Манежной площади. И если первое мероприятие носило довольно мирный характер -- болельщики возложили цветы на месте гибели Егора, то вторая акция вышла из-под контроля ее организаторов.
11 декабря к трем часам дня на Манежную площадь пришло, по разным данным, от 5 до 10 тыс. человек -- футбольных фанатов, националистов и просто сочувствующих. Многие из них держали в руках плакаты с изображением Егора Свиридова. Несмотря на то что акция анонсировалась еще за три дня, милиции поначалу на площади почти не было. Собравшиеся начали жечь файеры, дымовые шашки и выкрикивать националистические лозунги. Над площадью неслось дружное «Россия для русских», «Москва для москвичей», «В Москве хозяин русский», и еще несколько непечатных речовок. За всем происходящим наблюдали лишь несколько сотрудников ОМОНа, один из которых попытался в мегафон убедить фанатов разойтись.
«Кто из вашего руководства ответит за это убийство? Мы хотим, чтобы он был здесь», -- кричал в ответ в мегафон один из организаторов акции, лицо которого скрывала маска. Он заявил, что участники акции не хотят вступать в конфликт с милицией. «Мы не хотим конфронтации, мы хотим, чтобы нам ответили на наши вопросы», -- сказал он. Однако беспорядков избежать не удалось.
Поводом к началу столкновений послужили семь выходцев с Кавказа, которые случайно оказались рядом с площадью. К ним мгновенно кинулись около десяти человек из толпы и стали их избивать. Лежавших на земле кавказцев били ногами сразу несколько человек. «Не убиваем, не убиваем!» -- призывал один из нападавших, но остальные его уже не слушали. Нескольким омоновцам удалось отбить южан у фанатов и отвести их к «скорой», припаркованной неподалеку. Только внутри никого не было, а дверь в машину оказалась закрытой. Правоохранители встали около пострадавших и пытались оттеснить фанатов, но группа футбольных болельщиков, уже порядка 50 человек, пыталась избивать их дальше, нанося удары поверх милицейских голов. Толпа требовала выдать ей семерых юношей, чтобы устроить над ними самосуд, но бойцы ОМОНа отказались. Тогда ярость фанатов перекинулась и на милиционеров.
В ход пошли камни, куски льда, бутылки, украшения с новогодней елки, файеры. К этому времени на площадь стали подтягиваться ОМОН и сотрудники милиции, которые тут же получили свою порцию камней и бутылок. В милиционеров летело все, что можно было кинуть, вплоть до уличных урн. «Гасите провокаторов, прекратите это», -- кричал все тот же организатор в маске, но остальные на него уже не реагировали. Милицейские силы все прибывали, и после частичной зачистки площади толпа собралась посередине и выстроила вокруг баррикады.
ОМОН же не наступал, и около получаса стороны стояли в ожидании напротив друг друга. Организаторы акции попросили встречи с руководством столичной милиции. Поговорить с ними вызвался начальник ГУВД Владимир Колокольцев.
«Я вам ответственно заявляю, что сотрудники милиции по данному преступлению делают все, что необходимо, чтобы участники данного противоправного деяния были приведены к ответственности», -- начал г-н Колокольцев. «Скажите им, что вы решите кавказский вопрос», -- одновременно посоветовал человек в маске. «Где убийцы? Мы не хотим больше ждать! Почему отпустили убийц?» -- кричала в ответ толпа. «Мы провели мероприятия, следователь решил, что задержанных можно отпустить...» -- отвечал Владимир Колокольцев. «Почему вы их отпустили? Сколько они вам заплатили? Когда их накажут?» -- не унимались фанаты. «Мы не наказываем, я не могу ответить вам на этот вопрос, это вопрос к прокуратуре...» «А зачем тогда вообще пришел? Пусть прокурор приходит!» -- не унимались болельщики.
Несмотря на то что толпа была явно не настроена на диалог, через полчаса митингующие начали потихоньку расходиться. Милиция при этом им не препятствовала и даже никак не направляла, как это обычно делается при массовом скоплении людей. В результате, спустившись на станцию «Охотный ряд», националисты начали «выдергивать» из вагонов людей неславянской внешности и избивать прямо на платформах. Одного из них они раздели до трусов и били, пока тот не потерял сознание. За всем этим наблюдало около десяти милиционеров, но сделать они ничего не могли -- фанатов было намного больше. ОМОН прибыл на платформу только минут через 15. Как говорят очевидцы событий, подобное происходило и на других станциях. На «Театральной» несколько людей избили выходца из Азии. Возмущенным пассажирам, которые пытались их остановить, они отвечали, что «это месть». Там же были избиты еще несколько кавказцев, а также милиционеры и дежурные по станции, которые пытались за них заступиться.
В результате беспорядков, по последним данным, пострадало около 30 человек. Некоторые из них до сих пор находятся в тяжелом состоянии. В столичные клиники было доставлено несколько кавказцев с ножевыми ранениями, в том числе и несовершеннолетние. По словам г-на Колокольцева, среди пострадавших восемь сотрудников милиции. «Я сам был свидетелем одного факта, когда на плечо нашему сотруднику упал зажженный файер, прожег бушлат, и милиционер получил ожоги», -- сообщил глава ГУВД.
По результатам событий на Манежной, по сообщению ГУВД, было задержано 65 участников беспорядков, но уже вчера к утру все они оказались на свободе. Более того, не было возбуждено ни одного уголовного дела -- на всех задержанных составили протоколы лишь об административных правонарушениях, в частности о неповиновении сотрудникам милиции. Как сообщили в столичном ГУВД, вопрос о возбуждении дел только решается. «Необходимо провести проверки, пока же ни одного дела нет», -- заявил вчера сотрудник ведомства.
Между тем в субботу же подобная акция футбольных фанатов прошла и в Петербурге. Утром они собрались около Театра юного зрителя на Пионерской площади города, чтобы почтить память убитого Егора Свиридова. Фанаты заполнили практически всю площадь, и далее события развивались примерно так же, как и в Москве, только менее масштабно. Те же националистические лозунги, файеры, те же столкновения с милицией. Внушительная группа футбольных фанатов попыталась организовать шествие по Загородному проспекту в сторону метро «Пушкинская», но на пути встали сотрудники милиции и ОМОНа, которые попытались задержать несколько человек. В ответ фанаты устроили драку, со стороны митингующих в милицию полетели куски льда, бутылки и файеры. Впрочем, по сравнению с тем, что в это время происходило на Манежной площади, в Петербурге было относительно спокойно. В результате было задержано 70 человек, на которых также были составлены административные протоколы, а пострадавшими числятся всего несколько человек.
Вчера же в интернет-блогах появилась информация, что представители кавказских диаспор готовят ответную акцию. На форумах футбольных болельщиков появился призыв от имени ряда национальных диаспор ответить на действия футбольных фанатов и собраться 15 декабря возле торгового центра «Европейский». Впрочем, в правоохранительных органах эти сообщения назвали провокацией. «Мы знаем об этих сообщениях, циркулирующих в Интернете, связывались по этому поводу с представителями национальных диаспор, которые категорически опровергли намерение провести некую массовую акцию», -- заявили в ГУВД Москвы.
Сергей МИНЕНКО