|
|
N°229, 14 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Политбюро-2012
Политологи расширили круг "выборщиков" следующего президента России
В конце минувшей недели помощник президента Аркадий Дворкович в интервью Би-би-си фактически заявил, что Дмитрий Медведев хочет остаться президентом в 2012 году. «Я думаю, что те люди, которые внимательно следят за событиями, ясно видят, что Дмитрий Медведев делает все, чтобы остаться на своем посту», -- сказал г-н Дворкович. Однако окончательного решения вопроса о том, кто из представителей тандема -- Медведев или экс-президент, действующий премьер-министр Владимир Путин -- будет выдвинут на президентский пост в 2012 году, еще нет, признал помощник Медведева.
Между тем "проблему-2012" обсудил московский политклуб на очередном заседании, озаглавленном «Президентская кампания-2012 -- год до старта». Согласия эксперты не достигли, зато разнообразили наскучивший перечень инерционных сценариев развития ситуации вокруг первого лица государства в 2012 году новыми сюжетными поворотами.
Заседание было приурочено к трехлетней годовщине со дня выдвижения нынешнего главы государства Дмитрия Медведева кандидатом в президенты. С этого дня он стал фактическим преемником Владимира Путина, и его избрание стало чисто техническим вопросом. «Отмечаем день рождения президента Медведева», -- пошутил по этому поводу президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, делая ударение на слове «президент». Директор по коммуникациям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Ольга Каменчук поделилась с коллегами свежими цифрами: Дмитрию Медведеву доверяет 43--46% населения, премьер-министру Владимиру Путину -- 47--55%. Все остальные на их фоне выглядят аутсайдерами, даже вечно популярные глава МЧС Сергей Шойгу и лидер ЛДПР Владимир Жириновский с их 8%. Все остальные без исключения политики плетутся в хвосте рейтинга с результатом менее 4%.
Правда, преисполненные безграничного доверия к власти граждане все же сохраняют способность критически оценивать реальность. Так, в качестве основных проблем, стоящих перед страной, респонденты ВЦИОМ называли инфляцию (59%), безработицу (42%), коррупцию и бюрократию (41%). При этом в «тучном» докризисном 2008 году безработица беспокоила только 25% респондентов, а год назад -- 61%. Иными словами, россияне успели почувствовать кризис на своей шкуре. Особенно сильно за последнее время выросло число тех, кого волнует уровень жизни: если в августе 2008 года это волновало лишь каждого пятого гражданина, то сейчас -- каждого второго. А вот интерес к внешней политике у россиян снизился в три раза: как ни пугают наших граждан внешними врагами, внутренние проблемы кажутся им опаснее.
Михаил Виноградов рассказал, что в регионах на фокус-группах люди не могут ответить на вопрос, почему так плачевно состояние дел в армии и в системе образования: «Наверное, предполагают они, за Путина и Медведева правят Сердюков и Фурсенко (глава Минобороны Анатолий Сердюков и глава Минобразнауки Андрей Фурсенко. -- Ред.)».
«Модель огрубленная, но она не так уж далека от истины!» -- ухватился за эту фразу директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. По его словам, власть тандема больше похожа не на дуумвират двух самодержцев, а на «модель политбюро». Эксперт даже назвал членов этого политбюро: помимо Медведева с Путиным туда, по мнению политологов, входят вице-премьер Игорь Сечин, вице-премьеры, министр финансов Алексей Кудрин, глава администрации президента Сергей Нарышкин, его первый заместитель Владислав Сурков и мэр Москвы Сергей Собянин. Список «кандидатов в члены политбюро», по оценкам г-на Минченко, гораздо длиннее. Туда помимо представителей кабинета министров входят представители государственных бизнес-структур: глава госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов, глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин, глава "Газпрома" Алексей Миллер, глава «Роснано» Анатолий Чубайс, из региональных лидеров -- президент Чечни Рамзан Кадыров. Лидеры «Единой России» и «Справедливой России», спикеры нижней и верхней палат парламента Борис Грызлов и Сергей Миронов, по версии политолога, имеют «право совещательного голоса».
По мнению г-на Минченко, именно это "политбюро" вместе с руководителями крупных корпораций и будет играть выборщиков в знаменитой формуле «сядем, договоримся», которой Дмитрий Медведев и Владимир Путин описывали возможное решение проблемы президентства в 2012 году. Решение будет приниматься с оглядкой на бюрократию, региональные элиты, «фактор Запада» и население. Но не все. За бортом остаются промышленные отрасли-аутсайдеры (хотя в них может быть занят значительный процент населения), малый и средний бизнес, электорат крупных городов и «молодые волки», которые не находят себя в сложившейся социальной и политической системе.
В нарисованной Евгением Минченко картине главной задачей президента и премьер-министра становится «сохранение баланса межклановых интересов», а заодно поддержание социальной стабильности и комфортного внешнего окружения. Исходя из этих критериев, политбюро и «договорится» об устраивающей всех кандидатуре. При этом на следующий президентский срок в любом случае выпадет «принятие крайне непопулярных социальных решений», а для этого «более комфортной фигурой», по мнению политолога, является Дмитрий Медведев. К тому же он более удобен для Запада и ему могут даже поверить «молодые волки», уже разочаровавшиеся в г-не Путине. После окончания второго срока г-на Медведева с его непопулярными реформами, полагает политолог Минченко, никто не мешает благодарному электорату вновь остановить свой выбор на г-не Путине.
Михаил Виноградов с концепцией политбюро не согласился: по его мнению, «сядут, договорятся» именно сами члены дуумвирата, причем «распределение голосов будет неравным»: контрольный пакет сохраняет за собой Владимир Путин. При этом глава «Петербургской политики» уверен, что имя настоящего кандидата, как и в 2007 году, будет названо только после парламентских выборов в декабре 2011 года. До тех пор все разговоры на эту тему лишь дымовая завеса. «Активизация Путина сейчас -- это не предвыборная кампания, а попытка создать ситуацию неопределенности в элитах», -- развил эту мысль Евгений Минченко. Чтобы не расслаблялись, пока старшие договариваются.
Наталья РОЖКОВА