|
|
N°228, 13 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Если бы не Лужков
Трасса Москва--Питер скорее всего пройдет через Химкинский лес
14 декабря будет поставлена точка в эпопее о выборе маршрута трассы Москва--Питер, проходящей через Химкинский лес. Накануне совещания, где будет принято соответствующее решение, источник в кремлевской администрации рассказал о том, какая работа была проделана после того, как президент приостановил строительство этой трассы.
Напомним, спорное решение о строительстве через Химкинский лесопарк скоростной платной автомагистрали было принято еще в 2004 году и в итоге оформлено постановлением правительства Владимира Путина. Согласно первоначальному замыслу призванная разгрузить Ленинградское шоссе 12-полосная дорога рассекает лес фактически пополам. Сама необходимость строительства трассы практически ни у кого сомнений не вызывает. Однако ряд экспертов полагает, что утвержденный проект губителен для экологии района. При этом они настаивают, что проблем можно было бы избежать, если бы трасса прошла по разработанному ими альтернативному маршруту.
Отстаивая эту точку зрения, экологи и представители общественных организаций устроили в этом году несколько громких акций протеста. Наибольший резонанс вызвало нападение на здание администрации Химок антифашистов и анархистов в июле этого года. В итоге 26 августа Дмитрий Медведев подписал постановление о приостановке строительства автотрассы.
По словам источника в кремлевской администрации, если бы жизнь можно было открутить на шесть-семь лет назад, то скорее всего одобрен был бы альтернативный маршрут. Главной причиной, по которой тогда утвердили нынешний план прокладки дороги, стало распоряжение правительства Москвы. Альтернативный вариант маршрута предполагает пролегание трассы через район Молжаниново, где компания «Интеко», принадлежащая супруге тогдашнего столичного градоначальника Юрия Лужкова Елене Батуриной, собиралась строить поля для гольфа, пояснил источник. Именно это обстоятельство, утверждает он, стало решающим фактором.
Информация о причастности г-жи Батуриной к утверждению маршрута автотрассы была озвучена в показанной в сентябре на НТВ передаче «Дело в кепке» из цикла «ЧП. Расследование». После выхода этого сюжета в эфир глава «Интеко» посчитала свои честь и деловую репутацию запятнанными и подала иск на телекомпанию сначала в Пресненский районный суд, а после того как тот его отклонил -- в арбитражный.
Ознакомившись с ситуацией, г-н Медведев пришел к выводу, что работа, необходимая для утверждения плана строительства автомагистрали, в свое время не была произведена в должной мере. В частности, чиновники не удосужились проконсультироваться ни с экологами, ни с общественностью. В итоге президент дал распоряжение: сравнив оба проекта, выяснить, какой из них дешевле и экологичнее.
По словам источника, за прошедшее с тех пор время вопрос строительства дороги через Химкинский лес неоднократно обсуждался с экологами, эта тема поднималась в Общественной палате, ей был посвящен «круглый стол», прошедший несколько дней назад в Госдуме, были учтены и мнения жителей Химок.
В результате было установлено, что альтернативный вариант не только потребует дополнительных затрат, но и способен вызвать точно такие же протесты, как и первоначальный проект. Дело в том, что в случае изменения маршрута он станет объектом новой концессии. Это повлечет за собой необходимость проведения нового конкурса, новых проектных работ и так далее. До завершения этих процедур строительство вестись не будет даже на тех участках трассы, которые не являются спорными. Иначе говоря, речь идет о разрыве концессионного соглашения и выплате неустойки французской компании Vinci в размере не менее 5 млрд рублей.
Что касается протестов, их причиной может стать заложенная в альтернативный вариант маршрута необходимость снести от 30 до 50 жилых домов в деревне Вашутино. Кроме того, согласно альтернативному варианту дорога пройдет в непосредственной близости от этого населенного пункта. «И те жители, чьи дома могут снести, и те, кто вынужден будет жить вблизи трассы, уже сегодня довольно резко выступают против альтернативного маршрута, -- сказал источник в Кремле. -- Получается, что оба варианта строительства трассы задевают интересы каких-то людей».
По словам источника, 14 декабря состоится заседание правительственной комиссии под председательством вице-премьера Сергея Иванова, посвященное вопросу строительства трассы Москва--Петербург. В нем примут участие представители профильных министерств, «Росавтодора», концессионера, города Химки, экологических и общественных организаций. По итогам будет принято окончательное решение о маршруте автодороги, которое передадут на утверждение президенту.
Однако вне зависимости от того, какой вариант будет выбран, некоторые итоги можно подвести уже сейчас. Например, в настоящее время, когда проектируются подобные объекты и происходит вырубка леса, его оценивают по кадастровой, а не по рыночной стоимости. Проще говоря, лес оценивается по минимальной цене. Теперь же вырубка зеленых насаждений будет компенсироваться исходя из их реальной цены. На практике это означает, что после вырубки реализующей проект компании придется посадить не столько же деревьев, сколько было уничтожено, а в несколько раз больше. Причем сажать будут столь же ценные породы, как и те, что пошли под сруб.
Также уже сейчас известно, что вдоль трассы Москва--Питер не будет ни свалок, ни кафе, ни автосервисов. За счет этого удастся избежать дополнительных вырубок лесного массива. «Будет идти дорога, вдоль нее будут установлены шумоизолирующие экраны. И все», -- заверил источник в Кремле. Тем не менее полностью избежать экологического ущерба все равно не получится. Оба маршрута предполагают сокращение лесного массива на тех участках, которые считаются экспертами наиболее ценными. Правда, проект строительства автотрассы через Молжаниново не задевает экологически значимый район возле Клязьмы.
Чтобы минимизировать ущерб, если трасса все-таки пройдет через этот участок, все работы на нем будут замораживаться на время наиболее важных для живущей в реке рыбы периодов. Сам маршрут будет несколько скорректирован, чтобы трасса не задевала места обитания ценных представителей фауны. При этом статус Химкинского леса уже в следующем году будет повышен. Из лесопарковой зоны он превратится в охраняемую.
Результатом дискуссии вокруг маршрута трассы Москва--Питер станет и изменение законодательства. В нем зафиксируют, что утверждению подобных проектов должны предшествовать консультации с экологами. Причем проводиться они должны так, чтобы это не было простой формальностью. В качестве удачного взаимодействия с экспертами источник в Кремле назвал ситуацию со строительством "Охта-центра" в Питере. По его словам, поскольку консультации с экспертами начались еще до строительства, ситуация не зашла так далеко, как в случае с Химкинским лесом. «Когда работы уже начались, вероятность того, что решение о строительстве будет отменено, становится значительно ниже», -- пояснил он.
«Лично я первоначально был уверен, что альтернативный маршрут лучше утвержденного. Сейчас, после всех проведенных консультаций, после изучения всех подготовленных материалов, от этой уверенности осталось процентов тридцать», -- подытожил сотрудник президентской администрации.
Артем КОБЗЕВ