|
|
N°228, 13 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Электрошок
Атомный проект Литвы потерял инвестора
В ближайшее время Белоруссия может подключиться к переговорам России и Литвы о возобновлении поставок нефти по нефтепроводу «Дружба». Соответствующую просьбу озвучил на днях высокопоставленный представитель правительства Литвы Дейвидас Матуленис. «Мы все же осмелились попросить белорусов, чтобы они взяли на себя роль посредника в России в вопросе об открытии нефтепровода «Дружба». Они восприняли эту идею с энтузиазмом и сказали, что склонны посредничать», -- заявил он.
Активизацию попыток Вильнюса ускорить возобновление прекращенных в 2006 году по техническим причинам поставок российской нефти на литовский нефтеперерабатывающий завод в Мажейкяе связывают с крупным провалом планов Литвы возродить атомную энергетику. На днях стало известно, что в последний момент отозвал свою заявку единственный претендент в конкурсе на стратегического инвестора для реализации проекта сооружения атомной электростанции -- южнокорейская энергетическая корпорация «Кориа Электрик Пауэр Корпорейшн» (КЕПКО).
Конкурс объявили год назад. Его цель заключалась в том, чтобы найти компанию, способную взять в концессию стройплощадку с условием возведения на ней до 2020 года АЭС. Победитель должен был обеспечить поставку реакторов и оборудования, организовать строительство и технологический контроль, самостоятельно найти источники финансирования. Вопреки бодрым заверениям литовского минэнерго о том, что желающих будет предостаточно, нашлось их лишь два -- причем французский концерн «Электрисите де Франс» сошел с дистанции за десять дней до завершения конкурса.
Отказ корейцев застал врасплох литовского премьера Андрюса Кубилюса: известно об этом стало за день до его встречи в Варшаве с коллегами из Латвии, Эстонии и Польши -- партнерами по атомному проекту. Премьер даже написал письмо южнокорейскому коллеге с просьбой уговорить КЕПКО изменить решение. Вслед за этим пошли слухи, что партнерству прибалтов и поляков может прийти конец. Однако за переговорами в Варшаве последовало сообщение правительства Литвы о том, что премьеры четырех стран подтвердили готовность продолжить сотрудничество. Литовский министр энергетики Арвидас Сякмокас сказал, что эта договоренность поможет поиску инвесторов для АЭС, переведя ее из разряда литовского проекта в подлинно международный. Другие детали четырехсторонней встречи остались неизвестными.
Впрочем, литовский президент Даля Грибаускайте выразила сомнение насчет успеха варшавских переговоров. По ее словам, строительство новой АЭС в Литве пока списывать со счетов не следует, но при этом надо признать, что нынешняя ситуация в мире не благоприятствует проекту. Президент предложила уделить больше внимания другим пунктам литовской энергетической политики -- соединению с европейскими электросетями и поиску альтернативных источников. Но в парламенте даже депутаты из стана правящей коалиции потребовали призвать к ответственности министра энергетики Сякмокаса. Оппозиция повела дело к его отставке, ставя в вину министру провал конкурса по поиску инвестора для строительства новой АЭС и неразумный проект демонтажа старой Игналинской станции.
В эти же дни в Вильнюсе прошла конференция, обсудившая возможности строительства атомных электростанций в Литве и Белоруссии. Выступивший на ней директор литовского Института энергетики Юргис Вилемас заявил, что Литва вряд ли сможет найти инвестора. Ученый на основе множества расчетов и доводов доказывал, что у Литвы нет ни необходимости, ни возможности иметь новую АЭС. Он подчеркнул, что если модернизировать имеющиеся электростанции, то общих мощностей с избытком хватит до 2015 года. А там Литва могла бы решить вопрос цен на импортируемые энергоресурсы, выйдя на энергорынок Европы.
Юргис Вилемас развенчал миф о дешевизне атомной энергии, суммировав все вероятные затраты на АЭС в Литве. Ученый предупредил, что в глазах инвесторов этот проект несет высокий риск, связанный с технологической, а особенно экономической безопасностью, с учетом конкуренции российского (в Калининградской области) и белорусского проектов. «Строительство АЭС -- это бизнес для крупных и богатых стран», -- подытожил он, и это мнение разделили большинство участников форума. Эксперт из «Гринпис» Яан Хаверкамп на вопрос «Времени новостей», могут ли подобные аргументы изменить позиции польских и прибалтийских партнеров Литвы, сказал, что «они дозревают, хотя выйти из сотрудничества всегда непросто».
Напомним, что Литва в конце 2009 года по требованию Евросоюза закрыла Игналинскую АЭС, дававшую электроэнергию в количестве, значительно превышавшем внутренние потребности. Задолго до этого в Вильнюсе начала вызревать идея строительства новой АЭС. В 2006 году о своей заинтересованности объявили вначале Эстония и Латвия, потом -- Польша. Впрочем, помимо меморандума, никакими другими соглашениями это сотрудничество до сих пор не закреплено и поддерживается лишь декларативно в ходе политических контактов на высоком уровне. До сих пор нет даже представления о том, какой мощности будет станция и какие доли в проекте будут принадлежать каждой из четырех стран.
Владимир СКРИПОВ, Вильнюс