|
|
N°228, 13 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рубли и рупии для Иерусалима
Россияне предлагают расширить ближневосточный квартет
«Неужели Россия делает заявку на возвращение к активному участию в ближневосточном мирном урегулировании или она пока еще сама не знает, чего хочет на Ближнем Востоке? Хотят ли российские власти энергично участвовать в этом процессе или этот интерес ограничивается узким кругом специалистов?» -- спрашивали автора этих строк многие маститые ученые, приехавшие со всего мира на международную конференцию под названием «Сценарии и модели ближневосточного урегулирования». Ее только что провели на Мальте, объединив свои усилия в рамках дискуссионного клуба «Валдай», три российские организации: РИА Новости, Институт востоковедения РАН и Совет по внешней и оборонной политике. Это уже вторая такая конференция, первая прошла в декабре 2009 года в Иордании, что и заставило иностранцев задуматься: а зачем Москве эти мероприятия, проведение которых уже становится традицией?
Организаторы, однако, предложили обсудить другие вопросы: нужны ли новые идеи для урегулирования, есть ли надежда на успех и что будет дальше в этом беспокойном регионе? Тон задал доклад академика Евгения Примакова, который возглавляет сейчас Торгово-промышленную палату, продолжая внимательно следить за событиями на Ближнем Востоке. По его словам, «если израильско-палестинские переговоры закончатся ничем, то начнется этап сползания к дестабилизации обстановки». Таким образом, возникает вопрос не только о том, как из Палестинской автономии создать государство Палестина (международное сообщество ломает над этим голову уже 63 года), но и как не допустить новой войны. Правда, это взаимоувязано, ведь в нерешенности палестинской проблемы -- источник главных бед в регионе, в том числе вооруженных конфликтов.
Однако на что можно надеяться в то время, когда руководство Израиля явно не собирается возвращать палестинцам территории, предназначенные для создания арабского государства, да и к тому же когда сами палестинцы расколоты? Быть может, на то, что американцы окажут давление на участников конфликта, вынудив их договориться?
Как говорит Примаков, можно рассчитывать на то, что американский президент Барак Обама во второй раз станет президентом, победив на выборах 2012 года. «Но я бы сегодня не взял на себя смелость прогнозировать шансы Обамы», -- продолжает академик. Что касается нынешнего президентского срока, то поначалу Барак Обама объявил о ближневосточном урегулировании как об одном из приоритетов США. «Американский президент впервые начал действовать на основе равной удаленности от сторон, вовлеченных в конфликт... Но такая линия не выдержала столкновения с быстро изменяющейся обстановкой внутри США», -- считает академик.
Действительно, президент-демократ сталкивается с сильным противодействием со стороны республиканцев, еврейского лобби и других оппонентов. Тогда американцам не остается ничего другого, как отказаться от монополизации мирного процесса в пользу международного посредничества. Формально уже восемь лет работает квартет посредников, объединяющий США, Россию, Евросоюз и ООН. С самого начала они предложили израильтянам и палестинцам «дорожную карту» -- план урегулирования. Он почему-то до сих пор не заменен каким-либо другим планом, хотя уже давно пора это сделать, ведь обозначенные в нем сроки давно пройдены: там сказано, что государство Палестина должно было возникнуть в 2003 году, то есть семь лет назад, а окончательное урегулирование конфликта должно было состояться до конца 2005 года. Как видим, этого не произошло.
Академик Примаков предложил «активизировать квартет» и расширить состав его участников за счет региональных лидеров, а также Индии и Китая. Пока же, по его мнению, «трое участников квартета -- Россия, Европейский союз и ООН -- заняли пассивную позицию как в попытках воздействовать на четвертого члена -- США, так и в самостоятельной активности». В арабском мире также «ослабевает интерес» к урегулированию, поскольку арабы «концентрируются на новой расстановке сил в связи с превращением Ирана в региональную державу».
Идею расширения квартета трудно назвать новой, поскольку такие предложения звучали и ранее. Но большинство участников конференции сошлись во мнении, что «новые идеи не нужны, за столько лет в разнообразных предложениях не было недостатка». Автор этих строк предложила задуматься лучше о том, каким может быть механизм реализации выдвинутых предложений: «Проблема не в недостатке инициатив, а в том, что израильтяне и палестинцы отказываются их выполнять». Г-н Примаков в связи с этим уточнил свою мысль по расширению квартета: «Его надо расширять с учетом того, что посредники выработают компромиссное решение и рекомендуют его сторонам. А если просто вести посредническую миссию, то квартет расширять не надо».
Итак, число посредников может быть увеличено, только если все международное сообщество, а не только американцы, -- решит всерьез заняться созданием Палестины, не забывая к тому же о нерешенных конфликтах Израиля с другими арабами -- ливанцами и сирийцами. Пока же этого не произошло, надо подумать над тем, как сбалансировать квартет и наделить его новыми полномочиями. Один из российских участников конференции предложил отправить в отставку специального представителя квартета, бывшего британского премьера Тони Блэра, поскольку «при нем в работе этого механизма наблюдаются перекосы». «А почему бы не назначить спецпредставителем гражданина России? У нашей страны хорошие отношения и с арабами, и с израильтянами. Позиция квартета будет более уравновешенной», -- предложил профессор, пожелавший сохранить свою анонимность.
Фамилию этого выступавшего называть не будем, поскольку в приветственном слове один из организаторов конференции, директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин от имени коллег попросил журналистов не цитировать поименно всех докладчиков подряд, а только тех, кто дал на это отдельное разрешение. Связано это еще и с тем, что некоторые арабские гости опасались по приезде домой увидеть в прессе свою фамилию рядом с именем докладчика из Израиля, ведь у некоторых арабских стран до сих пор нет дипломатических отношений с еврейским государством. Наверное, чтобы помочь участникам конфликта преодолеть взаимное недоверие, глава комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов предложил России помочь наладить диалог русскоязычных израильских политиков с их палестинскими коллегами.
Впрочем, и эта мысль уже не раз высказывалась. Как и еще одна прозвучавшая на этом мероприятии -- придать международный статус городу Иерусалиму, восточную часть которого израильтяне не хотят отдавать палестинцам. О передаче всего города под опеку Организации Объединенных Наций говорилось еще в 1947 году в резолюции №181 Генеральной Ассамблеи ООН, где также шла речь о создании двух государств -- еврейского и арабского -- на территории подмандатной британской Палестины. Тем не менее руководитель группы «Взаимодействие цивилизаций» Института востоковедения РАН, сопредседатель попечительского комитета Межрелигиозного совета СНГ Рахамим Эмануилов уверен, что это было бы хорошим решением: «Иерусалим принадлежит всему человечеству, а не только израильтянам и арабам. А почему бы не подумать о том, чтобы придать Иерусалиму особый международный статус, возможно, под эгидой ООН? И если потребуется для этого определенное финансирование, то люди всего мира могли бы скинуться -- не только долларами, риалами, шекелями и евро, но и рублями и даже рупиями и юанями, чтобы помочь реализовать эту идею».
Елена СУПОНИНА, Мальта--Москва