|
|
N°228, 13 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Оказался из газеты вчерашней
«Хроники Нарнии: Покоритель зари» на московских экранах
Пока Питер Певенси готовился к вступительным экзаменам в университет, а Сьюзан проводила каникулы за океаном, Люси и Эдмонд (Джорджи Хенли и Скандар Кейс) вынуждены были коротать время в окрестностях Кембриджа, у родственников. Среди них особенно выделялся на редкость противный кузен Юстас (Уилл Поултер), юный сноб, что на дух не переносил новоявленных приживал, которые ничего не понимают в точных науках и бредят глупыми сказками о далекой сказочной стране Нарнии. Юстас точно знал, что «существует множество способов испортить людям жизнь, если ты находишься у себя дома, а они всего лишь гости».
Все изменилось в один миг, когда изображенный на морском пейзаже в отведенной Люси и Эдмонду комнате «огромный соленый холодный фонтан воды вырвался прямо из рамы и обрушился на них». Ребят уносит в открытое море, где их и берет на борт удивительный корабль: «Нос его был сделан в форме головы дракона с широко открытой пастью и позолочен. У него была только одна мачта и один большой квадратный парус пурпурного цвета. Бока корабля, точнее, та их часть, которая была видна там, где кончались позолоченные крылья дракона, были зелеными...» Это «Покоритель зари», на котором принц Каспиан (Бен Барнс) отправился бороздить Западное море в поисках семерых лордов Телмара, а точнее, их волшебных мечей, с помощью которых можно одержать очередную победу над злом. Но на пути к мечам путешественников подстерегают самые невероятные испытания и соблазны, первой же жертвой которых становится, конечно, маленький сутяга и материалист Юстас...
После весьма относительной, но по нынешним голливудским меркам вполне очевидной неудачи предыдущего фильма нарнийского цикла «Принца Каспиана» франшизу подвергли масштабной перезагрузке: в дело пошел беспроигрышный формат 3D, а режиссера первых двух серий Эндрю Адамсона («Шрек», «Шрек 2») сменил патриарх Майкл Эптид («Парк Горького», «Гориллы в тумане», «И целого мира мало»). Рокировка оказалась не особенно результативной: судя по предварительным итогам первого прокатного уикенда, «Покоритель зари» пока что значительно уступает по сборам двум первым частям эпопеи. Разумеется, на нем экранная история Нарнии раньше времени не закончится (премьера следующей части, «Серебряного кресла», намечена уже на следующий год), но задуматься продюсерам есть над чем.
В сущности, фильм Эптида не так уж плох. Он наверняка порадует поклонников первоисточника вполне уважительным, если не трепетным к нему отношением. «В фильме «Лев, колдунья и волшебный шкаф» говорилось прежде всего о вере», -- объясняет один из продюсеров фильма Марк Джонсон. -- «Принц Каспиан» рассказывал о том, как эту веру можно потерять и обрести заново. Наш новый фильм о том, как преодолеть искушение. Мы следили за тем, чтобы эта тема заняла важное место на фоне эпического и полного чудес повествования». Все верно. Но в результате фильм начинает отчетливым образом напоминать урок в воскресной школе, на котором очередную библейскую максиму решили разыграть с помощью подвернувшихся под руку игрушек, прихваченных из детской. В сущности, тем же самым приемом пользовался и сам Клайв Степлз Льюис, но в книгах, увидевших свет задолго до «Гарри Поттера» и тем более «Темных начал», это смотрелось вполне органично. Сегодня же тем, кто рос уже не на Льюисе, а на Джоан Роллинг и Филипе Пуллмане, основные идеи покажутся слишком уж простыми, чрезмерно дидактичными и, чего греха таить, скучноватыми. Не помогут ни схватки с морскими чудовищами, ни трансформация Юстаса в огнедышащего дракона, ни даже способный вызвать у нового поколения ассоциации с компьютерными играми-бродилками процесс поиска и сбора волшебных мечей. Без сомнения, чрезвычайно приятную и уютную ностальгию по «старой доброй сказке» «Покоритель зари» вызывает без труда, но главная проблема заключается в том, что целевая аудитория фильма по многим причинам попросту не в состоянии ее испытать.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ