Время новостей
     N°227, 10 декабря 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.12.2010
Сливки с молока
Давид Якобашвили: Мы были уверены, что утечек нет
Сделка по продаже «Вимм-Билль-Данн» корпорации PepsiCo приобрела статус не просто громкой, но и скандальной. Впервые Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) выдвинула обвинения в инсайдерской торговле применительно к сделке, в которую вовлечена российская компания. По мнению SEC, инвесторы заранее знали о готовящейся покупке акций ВБД американской корпорацией и нажились на резком скачке акций компании на Нью-Йоркской фондовой бирже. В США случаи использования инсайда постоянно расследуются, в России же практики на этот счет фактически нет. Впрочем, эксперты не ожидают слишком серьезных последствий для ВБД, если только не будет точно установлена вина российской компании в утечке информации.

По данным комиссии, с 29 ноября по 1 декабря неизвестные инвесторы приобрели 400 тыс. ADR российской компании. 2 декабря было объявлено о покупке 66% акций «Вимм-Билль-Данн» компанией PepsiCo, после чего акции ВБД подскочили на 28%. По информации SEC, неизвестные покупатели расписок заработали на их продаже 2,7 млн долл. Американский регулятор полагает, что покупатели обладали инсайдерской информацией о высокой цене готовящейся сделки и использовали свое знание в корыстных целях.

Во вторник SEC получила временное распоряжение суда о замораживании активов подозрительных инвесторов. Федеральный суд Нью-Йорка заморозил как активы, так и поступления, полученные от продажи ADR, и потребовал от этих инвесторов объявить себя. Сейчас SEC известно, что деньги на скупку бумаг поступали со счета в SG Private Banking, швейцарского подразделения французской банковской группы Societe Generale. SEC заявила, что будет добиваться возвращения незаконно полученной прибыли и наложения на инвесторов гражданско-правовых санкций.

У некоторых экспертов вызывает удивление высокая цена самой сделки между PepsiCo и ВБД. PepsiCo приобрела 66% акций российской компании за 3,8 млрд долл., таким образом общая стоимость компании оценена в 5,8 млрд долл. Акционеры получили 33 долл. за ADR. Как отмечалось в заявлении PepsiCo, цена рассчитана с 32-процентной премией к средней стоимости американских депозитарных акций «Вимм-Билль-Данн» за предыдущие 30 дней. PepsiCo купила акции у крупнейших российских акционеров ВБД -- Гавриила Юшваева (19,6% акций), Давида Якобашвили (10,5%), Михаила Дубинина (4,7%), Сергея Пластинина (3,9%), а также пакет казначейских бумаг (25%). PepsiCo также сообщила о намерении выкупить остальную долю в компании у нескольких миноритарных акционеров.

«Конечно, о сделке знали многие, нас обслуживали три юридические конторы, три банка, люди с нашей стороны и со стороны Pepsi были вовлечены в процесс переговоров. Но мы были уверены, что утечек нет, ведь и рынок был спокоен, и в прессу ничего не просочилось. Мы были очень рады тому, что удалось без утечек провести переговоры», -- сказал радио «Финам FM» один из участников сделки г-н Якобашвили.

«На моей памяти еще не было примеров, когда SEC подавала иск к покупателям или продавцам каких-либо ADR российских компаний, это первый случай в истории, -- отмечает управляющий активами ИК «Грандис Капитал» Андрей Толстоусов. -- Российские компании, которые заинтересованы в обращении своих ADR в США, очень серьезно относятся к инсайдерским утечкам. Что касается обвинений в адрес инсайдеров, скупавших акции ВБД, то скорее всего SEC не найдет конкретных людей. Рынок уже давно знал, что мажоритарные акционеры ВБД готовятся к продаже своих акций. В рамках этого процесса, например, ВБД выкупил долю Danone в капитале компании. Даже если взглянуть на график локальных акций ВБД, то можно увидеть, что целенаправленная крупномасштабная скупка акций началась в октябре 2010 года. Вряд ли кто-то тогда знал реальную цену сделки, хотя многие понимали, что она может быть выше рынка, так как ВБД является номером один в России».

«Утечка информации могла произойти из нескольких мест: от участников сделки, от организаторов и от госструктур. Поэтому вряд ли стоит подозревать в этом именно российскую компанию, -- подчеркивает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий. -- О последствиях данного события для ВБД и для других российских компаний можно будет говорить после решения суда».

Аналитик подчеркивает, что в США постоянно идут процессы по инсайдерской торговле, тогда как для России это редкость: «Впрочем, это не означает, что в России данной проблемы не существует, просто никто всерьез не занимается выявлением такой практики».

Глава ФСФР Владимир Миловидов сообщил Интерфаксу, что в сфере надзора его ведомства ничего криминального не случилось: «На нашем, на российском рынке никаких крупных, от чего-то обычного отличающихся, сделок не наблюдалось». Г-н Миловидов подчеркнул, что основной объем сделок с бумагами ВБД на российском рынке был 2 декабря. «Мы можем относительно уверенно сказать, что очагом, если он был, инсайдерской информации мог быть рынок депозитарных расписок», -- сказал он.

«Вообще инсайдерские сделки с участием российских граждан не вызывают большого удивления, -- отмечает управляющий директор по работе с клиентами компании «Анкор Инвест» Артем Лаптев. -- В нашей стране это достаточно регулярная практика. На моей памяти нет ни одного случая, когда кого-нибудь привлекли бы к уголовной ответственности за использование инсайдерской информации в России. Федеральная служба по финансовым рынкам периодически возбуждает дела по проверке определенных операций на рынке, но до логического завершения их еще ни разу не доводили. На Западе лица куда более часто привлекаются к ответственности за использование инсайда и манипулирование рынком, в связи с этим проверка сделок по крупной покупке расписок «Вимм-Билль-Данн» до выхода официальной информации выглядит вполне закономерной».

Николай КОЧЕЛЯГИН