|
|
N°226, 09 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
О лютой ненависти и святой любви
Лучшие зарубежные фильмы российского проката в 2010 году
Традиционный список лучших зарубежных фильмов, появившихся в отечественном кинопрокате с января по декабрь уходящего года, на сей раз состоит из 15 позиций, при том, что в прошлом году еле-еле набралась восьмерка фаворитов. Как обычно, не учитывались фильмы, вышедшие сразу на DVD, а также разово показанные на фестивалях и неделях национальных кинематографий. Если пренебречь этим условием, то список весьма существенно бы расширился: навскидку из не добравшихся (возможно, пока) до наших кинотеатров, но очень значительных и заметных фильмов вспоминаются «Дом дьявола» Ти Уэста и «Черный динамит» Скотта Сандерса, «Бесподобный мистер Фокс» Уэса Андерсона и «Исчезновение Элис Крид» Джея Блейксона, «Аврора» Кристи Пуйи и «Шина» Квентина Дюпье, «Детки в порядке» Лизы Холоденко и «Ужин с придурками» Джея Роача, «Просветления Уайта» Доменика Мерфи и «Четыре льва» Кристофера Морриса... Впрочем, широкий зритель предпочел в этом году совсем другие фильмы. Какие -- становится ясно из десятки чемпионов бокс-офиса 2010 года, которую составили пять сиквелов, четыре экранизации, один ремейк, целых шесть картин в технологии 3D, из них четыре мультфильма. Чемпионами года стали «История игрушек: Большой побег» Ли Ункрича (1,06 млрд долл., пятое место в списке самых кассовых фильмов всех времен и народов), «Алиса в Стране чудес» Тима Бартона (1,02 млрд), «Начало» Кристофера Нолана (817 млн, прокат продолжается), «Шрек навсегда» Майка Митчелла (731 млн), «Сумерки. Сага. Затмение» Дэвида Слейда (695 млн), «Гарри Поттер и дары смерти. Часть 1» Дэвида Йейтса (634 млн, прокат продолжается), «Железный человек 2» Джона Фавро (617 млн), «Гадкий я» Пьера Коффина и Криса Рено (529 млн, прокат продолжается), «Как приручить дракона» Дина Дебло и Криса Сандерса (493 млн) и «Битва титанов» Луиса Летерье (492 млн). В наш рейтинг попали первый и последний фильмы. Фильмы в предлагаемом итоговом списке расположены по порядку их выхода в российский кинопрокат, цифра после имени режиссера -- оценка картины по десятибалльной системе пользователей самого большого и авторитетного интернетовского киноресурса IMDB.
«Воины света» (Австралия--США, 2009, Майкл и Питер Спириги, 6,6 балла). Блестяще придуманная братьями Спириги («Восставший из мертвых») антиутопия о жизни в далеко не дивном новом мире, где «золотой миллиард» составляют кровососы, а простые смертные используются в качестве подневольных доноров. Заменить кровь на нефть -- выйдет злая сатира. Оставить все как есть -- лихой и эффектный боевик.
«Я люблю тебя, Филлип Моррис» (Франция--США, 2009, Гленн Фикарра и Джон Рекуа, 6,7). Кинобиография поныне здравствующего мошенника Стивена Рассела, который много раз попадал в тюрьму, откуда то и дело сбегал, а в одну из отсидок встретил любовь всей жизни. Джим Кэрри и Эван Макгрегор играют парочку геев так пленительно и азартно, как это могут изобразить лишь самые убежденные натуралы.
«Милые кости» (США--Великобритания -- Новая Зеландия, 2009, Питер Джексон, 6,6). Несколько неожиданно Джексон взялся за абсолютно полярный своим предыдущим блокбастерам («Властелин колец», «Кинг-Конг») материал -- поразительную книгу Элис Сиболд про девочку, убитую маньяком-соседом, но продолжающую наблюдать с небес за жизнью своей семьи. Произведение тончайшее, хрупкое и невероятно живое.
«Серьезный человек» (США--Великобритания--Франция, 2009, Джоэл и Этан Коэны, 7,7). Безусловный и непререкаемый шедевр. Если бы нужно было выбрать один-единственный в этом году фильм, достойный внимания, то им бы точно стала история Ларри Гопника, вроде бы обыкновенного учителя физики, но на деле ветхозаветного Иова, ожившего в провинциальной Америке конца 60-х. Нет слов, одни эмоции.
«Жажда» (Южная Корея, 2009, Пак Чхан Вук, 7,2). «Тереза Ракен» Золя оказалась трансформирована режиссером «трилогии мести» в вампирскую драму на местном корейском материале: священник-миссионер, превратившийся волею судьбы в вурдалака, влюбляется в жену своего друга и с головой погружается в пучину не совсем уже человеческих страстей. Получилось жутко, прекрасно и как-то по-оперному возвышенно.
«Битва титанов» (США, 2010, Луи Летерье, 5,9). Обезоруживающая в своей лихости спецэффектная вампука (в наилучшем значении этого слова) по мотивам древнегреческих мифов и одноименного фильма 1981 года, которую не смог убить даже на редкость неуместный в данном случае 3D-формат. Для тех, кто понимает, особенно ценный аттракцион: появление в одном кадре Лайама Нисона и Рейфа Файнса в виде олимпийских богов.
«Вход в пустоту» (Франция--Германия--Италия, 2009, Гаспар Ноэ, 7,4). Казалось, что дальше «Необратимости» ехать уже некуда. Однако Ноэ умудрился перещеголять сам себя. Если с чем и можно сравнить его фильм, то только с уколом иглы, отравленной смертельным вирусом, которую обуреваемый жаждой мести всему человечеству безнадежно больной оставил в кресле кинотеатра. И противоядия не существует.
«Выход через сувенирную лавку» (США--Великобритания, 2010, Бэнкси, 8,2). Памфлет-мистификация о так называемом современном искусстве, вроде бы снятый одним из ярчайших его представителей -- великим анонимом-граффитчиком Бэнкси. Нечто среднее между гринуэевским «Контрактом рисовальщика» и фильмом «Это Spinal Tap», смешанными, но не взболтанными в громокипящей реторте интеллектуального хип-хопа.
«Дорога» (США, 2009, Джон Хиллкоат, 7,4). Постапокалиптическая притча Хиллкоата («Призраки гражданской смерти») кажется снятой точно так же, как написана книга-первоисточник букеровского лауреата Кормака Маккарти, -- без знаков препинания. Его герои -- «голые люди на голой земле», сохранившие огонь сердец посреди всеобщего хаоса. Уникальный случай на тысячу процентов оправданной многозначительности.
«История игрушек: Большой побег» (США, 2010, Ли Анкрич, 8,8). В конце концов к третьей трехмерной серии создатели мультипликационной саги о живых куклах сумели доказать даже самым убежденным скептикам, что их продукция не просто очень хороший мультфильм, но и истинное произведение киноискусства. Совсем не игрушечная, ошеломляюще точная в интонациях и изумительная с точки зрения формы история.
«Мачете» (США, 2010, Роберт Родригес и Итан Маникис, 7,4). Казалось, что лучше фальшивого грайндхаусовского ролика фильм этот не может быть по определению. Он и не стал, но все равно оказался самым отвязным и стильным из возможных оммажей кинематографу категории «Б» четвертьвековой давности. Это, конечно, не более чем капустник, но капустник высшей пробы. И невероятной огневой мощи.
«Копы в глубоком запасе» (США, 2010, Адам Маккей, 6,9). Пародия на традиционные полицейские боевики про напарников, снятая создателем «Рона Бургунди» и «Короля дороги» Маккеем, оставляет далеко позади не только своих многочисленных собратьев по жанру, но и самые настоящие боевики о защитниках капиталистической законности. Уилл Феррел и Марк Уолберг составили пару, которой позавидовали и авторы канонического «Смертельного оружия».
«Последнее изгнание дьявола» (США--Франция, 2010, Дэниэл Штамм, 5,8). Псевдодокументальный хоррор про циничного экзорциста, столкнувшегося в своей практике с самой настоящей одержимостью, пугает до вполне физиологических проявлений, но при этом ни на секунду не дает забыть о формальном совершенстве, которого жанр мистических ужасов не знал со своего золотого века в середине 70-х.
«Где-то» (США, 2010, София Коппола, 7,7). Акварельный этюд про жизнь, которая проходит стороной, оставляя на пальцах позолоту призрачного счастья и винные разводы разочарования, многие сравнивают с «Трудностями перевода» и, конечно, в их пользу. Но на самом деле «Где-то» оставляет признанный копполовский шедевр далеко позади -- вот только объяснить этот парадокс вербально никак не получается.
«Неуправляемый» (США, 2010, Тони Скотт, 7,3). Лучший фильм действия за год, скроенный по лекалам масштабных катастроф 30-летней давности, которые пришлись как нельзя впору для фирменного тонискоттовского экшн-стиля. Сумасшедший по драйву и напряжению «поезд вне расписания». А также вне современной блокбастерной конъюнктуры и, пожалуй, вне критики.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ