Президент Дмитрий Медведев поручил разработать совершенно новый закон о проведении закупок для государственных нужд до 1 апреля 2011 года. Ответственным за выполнение поручения назначен премьер-министр Владимир Путин. Определенные наработки по изменению механизма размещения заказов на поставки товаров и услуг для государственных и муниципальных учреждений в министерствах имеются, но ни один из рассматриваемых вариантов не предполагает простого решения проблемы финансовых злоупотреблений при проведении госзакупок. Поэтому пока правительство проводит более тонкую настройку действующего законодательства. На днях опубликован проект совместного приказа Минэкономики и Федерального казначейства, обязывающего в течение десяти лет хранить всю информацию о проведении торгов для госнужд, а также повысить безопасность ее хранения.
Что принятому в 2005 году закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предстоит пережить существенную переделку, стало понятно 30 ноября из ежегодного послания президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию. В послании глава государства буквально заявил, что ситуация в сфере госзакупок «вышла за грань разумного». «По самым скромным оценкам, нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и откаты, составляют не менее триллиона рублей, -- признал глава государства и сделал вывод: -- Поэтому пора начинать работу над новой редакцией закона о госзакупках». В опубликованном 7 декабря пресс-службой Кремля перечне поручений по реализации послания называется конкретный срок, когда должна появиться новая редакция закона, -- 1 апреля следующего года. При этом президент особо отметил, что новый закон должен отвечать «задачам модернизации и инновационного развития экономики».
Вывод, что действующий закон о госзакупках совершенно не приспособлен для размещения заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также на приобретение наукоемкой продукции, был сделан уже достаточно давно. В министерствах и ведомствах пытались найти новые способы проведения реально конкурентных торгов при одновременном отсеивании заведомо некачественных предложений. Максимум, к чему смогли прийти эксперты, это предложение создать систему независимых экспертных советов, которые будут оценивать квалификацию участников торгов и качество исполнения работ привлекаемыми ими подрядчиками. Большинство участников рынка сомневаются в работоспособности предложенного механизма, а также в непредвзятости привлекаемых экспертов
(см. «Время новостей» от 19 октября). Между тем реформа торгов по НИОКР, по мнению авторов предложений, должна была стать моделью для изменения процедуры госзакупок в целом.
Идеальным закон о госзакупках быть не может, убеждена директор Института управления закупками и продажами имени А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ Ирина Кузнецова. «Любое законодательство о закупках в любой стране -- это некий компромисс, который позволяет достигать результата и не дает распустить руки коррупции. Если бороться только с коррупцией, у нас может не быть результата. Если ориентироваться только на результат, можно получить массу коррупционных схем».
Но она убеждена, что действующий закон №94-ФЗ «себя изжил, это совершенно точно». «Этот закон -- детская болезнь левизны. Он предназначен для работы в совершенной конкурентной среде, где все решает рынок. А он не решил, а договорился. У нас на аукционах 100-процентный сговор. И электронные аукционы точно так же не свободны от сговора», -- убеждена г-жа Кузнецова. И одновременно: «Мы не можем во время пожаров закупить технику, потому что процедура должна быть не менее 48 суток. Не можем построить нормальный дом, потому что фирма, выбранная на электронном аукционе, дав минимальную цену, печется только об одном -- об экономии».
Новый закон, считает специалист, должен регулировать не только размещение заказа, а всего цикла закупок -- от планирования, определения потребностей госзаказчиков, формирования заказа. Он должен включать исследование рынка, обоснование выбора процедуры размещения заказа. «Именно на этапе формирования заказа можно до 60% увеличивать эффективность расходования бюджетных средств. В 94-ФЗ этого нет совершенно, -- поясняет Ирина Кузнецова. -- Надо предусмотреть разные процедуры для разных объектов и сумм закупок: что-то закупать на электронных аукционах, другое -- на конкурсах, третье -- на конкурентных переговорах. Необходимо, чтобы все заинтересованные участники процесса -- поставщики, заказчики, контролирующие органы -- несли ответственность за исполнение заказа, каждый со своей стороны».
Быстро подготовить новую редакцию закона вполне реально, считает г-жа Кузнецова. «Россия не в безвоздушном пространстве. Очень приличный закон недавно принят на Украине. Хорошие нормы действуют в Евросоюзе. Если взять лучшие наработки развитых стран мира, рекомендации Всемирной торговой организации к законодательству о закупках, учесть те грабли, на которые уже наступили, то за несколько месяцев можно создать качественно другое законодательство в этой сфере». Главная проблема будет, как всегда, в согласовании проекта на среднем уровне чиновников. «В этом болоте все как раз и вязнет», -- сокрушается эксперт.
Пока новая концепция закона не родилась, правительство пытается совершенствовать действующий механизм госзакупок. В понедельник на сайте Минэкономики появились проекты совместных с Федеральным казначейством приказов о порядке регистрации пользователей на сайтах, ведущих в рамках госзакупок электронные торги через Интернет, а также положение о пользовании такими сайтами. Последний документ, в частности, требует, чтобы доступ к сайтам торгов по госзаказам был бесплатным и свободным, а вся информация о ходе торгов должна ежедневно копироваться на резервные носители и храниться не менее десяти лет.
Для участников рынка эти требования не стали новостью. «Такой порядок был заложен регуляторами -- Минэкономики и Федеральной антимонопольной службой -- при отборе площадок для электронных торгов», -- пояснил «Времени новостей» генеральный директор ЗАО «Сбербанк-АСТ» Феликс Кордыш. Следовательно, по крайней мере для электронных площадок выделения дополнительных средств на выполнение требований Минэкономики и казначейства не потребуется. По словам главы «Сбербанк-АСТ», «срок в десять лет необходим и достаточен для осуществления контрольных, надзорных, судебных и иных действий любыми государственными инстанциями».
В антикоррупционном смысле длительного хранения информации о госзакупках уверен партнер юридической компании «Правовой департамент» Дмитрий Дмитриев. «ФАС контролирует нарушения при размещении заказов. «Росфиннадзор» и Счетная палата определяют эффективность расходования бюджетных средств. Есть еще контрольное управление президента и Генеральная прокуратура, которая имеет право проверить ход торгов на предмет совершения преступлений в этой сфере», -- назвал эксперт список ведомств, заинтересованных в использовании архивов.
Но установленный новыми документами срок хранения никак не корреспондируется с периодами, в течение которых можно оспорить через суд проведение торгов. «Чтобы признать недействительным госконтракт, срок исковой давности составляет три года», -- пояснил г-н Дмитриев. Поэтому хранить информацию нужно только на случай привлечения виновных к ответственности по уголовным статьям.
А вот свободный доступ к информации о торгах реализован уже практически повсеместно. Исключением могут быть только небольшие региональные площадки. Один из таких случаев, по словам г-на Дмитриева, выявила недавняя проверка управления ФАС по Ульяновской области. Там исправительная колония ФБУ ИК-2 УФСИН России требовала деньги за предоставление характеристик закупаемой технической соли. Торги были отменены.