Производители не хотят объединяться с торговыми сетями в борьбе за корректировку закона «О торговле»
Представители отраслевых союзов производителей продуктов питания не склонны спешить с внесением поправок в закон «О торговле», полагая, что у торговых сетей еще есть запас прочности для приспособления к работе в новых условиях. Это стало понятно после состоявшегося в понедельник первого открытого заседания межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка в Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ. Кроме того, российские поставщики сельхозпродукции воодушевлены приходом в их ряды таких мировых гигантов, как корпорация «ПепсиКо», полагая, что это поднимет их позиции в диалоге с ритейлерами и государством на качественно новый уровень. Практически на транснациональный.
Участников продовольственного рынка, недовольных вступившим в феврале этого года в силу законом «О торговле», на этот раз приютила ТПП. «Закон оказался компромиссным, и по большому счету он никого не устраивает», -- задал тон обсуждению председатель комитета ТПП по развитию потребительского рынка Александр Борисов. И ритейлеры с ним согласились.
На площадку ТПП было перенесено обсуждение в основном тех инициатив, с которыми совместно выступили Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и близкие к ним контрагенты из Союза производителей и поставщиков продовольственных товаров («Руспродсоюз») полтора месяца назад
(см. «Время новостей» от 26 октября). Речь идет о поправках к Налоговому кодексу, позволяющих поставщикам относить к расходам в полном объеме выплаты по договорам возмездного оказания услуг по продвижению продовольственных товаров, пришедших на смену запрещенным законом «О торговле» разнообразным бонусам. К расходам торговых организаций предлагается также относить потери, связанные с кражей или порчей товаров. Кроме того, инициаторы поправок предлагают упростить процедуру изменения цены уже поставленного товара.
Из новых идей -- предложение исключить из-под ограничений, налагаемых на торговые организации статьей 9, регулирующей порядок заключения договоров поставки, дистрибьюторов. Авторы инициативы уверены, что закон «О торговле» в его нынешней редакции «не позволяет производителям использовать выработанные способы и методы поддержки деятельности собственных дистрибьюторов», через которых реализуется иногда более 50% произведенной продукции. Кроме того, предлагается запретить торговым сетям продажу товаров ниже закупочных цен без согласия поставщика данного товара. Исключение может быть сделано только для товаров, от сроков реализации которых осталось менее 1/5 заранее установленного периода. «Большинство предложений защищает прежде всего производителей и переработчиков», -- сделал вывод г-н Борисов.
Однако вступление в диалог производителей продуктов питания радикально изменило тон дискуссии. «Закон о торговле слишком молод, чтобы говорить, ужасен он или прекрасен, -- заявил исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев. -- Наш закон во многом опередил практику Европейского союза, где тоже постепенно идут к большему регулированию деятельности своих сетей». «Не обязательно обеспечивать низкую цену для нашего потребителя за счет того, чтобы максимально отжимать бонусы или не исполнять договоры предоставления услуг (есть и такие жалобы). Имеются и другие способы повышения эффективности торговой деятельности, электронный ритейл например», -- полагает г-н Поповичев.
Другой претензией производителей к сетевикам является попытка последних навязать поставщикам «добровольную» сертификацию, не удовлетворяясь требуемыми по закону декларациями соответствия продукции требованиям безопасности. «Это двойные расходы на сертификацию», -- возмутился Алексей Поповичев.
«Производители и сетевики не хотят слушать друг друга, дискуссии носят конфронтационный характер, -- поддержал коллегу заместитель главы исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Максим Синельников и сделал тот же вывод: -- Пока недостаточно прошло времени и накоплено материалов, чтобы вносить поправки в этот закон. Существуют и другие инструменты, например создание этого межотраслевого совета».
«Более эффективно использовать те договорные инструменты, которые имеются в российском законодательстве, учиться подтверждать обоснованность отнесения к расходам договоров услуг», -- посоветовал участникам рынка профессор юридического факультета МГУ Игорь Цветков. Он тоже убежден, что «нет необходимости вносить поправки в законодательство».
«Торговля должна пойти навстречу нуждам отечественных производителей», -- решительно перешел в наступление представитель Агропромышленного союза России (АПСР) Владимир Тоцкий, в запале речи незаметно перейдя на военную терминологию. По его словам, аграрный сектор пережил очень сложный год. Но и до засухи с неурожаем наблюдались «вопиющие факты присутствия на наших прилавках импортной морковки, картофеля и других исконно российских продуктов»: «Надо, чтобы наш сельхозпроизводитель выступал на конкурентном рынке вооруженным и защищенным. Надо помогать отечественным продуктам питания завоевывать полки магазинов, вытесняя наших более подготовленных иностранных конкурентов».
Попытка ритейлеров привлечь на свою сторону производителей объясняется тем, что лоббистских возможностей сетевой торговли не хватает для продвижения через правительство нужных ей решений, хотя «инструменты, которые используются, очень серьезные», признался исполнительный директор АКОРТ Илья Белоновский. В качестве примера он привел проблему отнесения к расходам товарных потерь, которую он назвал «плачем Ярославны всей торговли с 2003 года». «После начала кризиса в октябре 2008 года было совещание у первого вице-премьера Игоря Шувалова, который дал распоряжение Минфину разобраться с этим вопросом. Было два заседания в этом году у первого вице-премьера Виктора Зубкова, который тоже дал протокольное поручение Минфину на этот счет. Минфин не пошел нам навстречу. 2 сентября на заседании Госсовета в Саратове президент Дмитрий Медведев дал задание Минфину в прямом эфире на всю страну. Обратной связи мы не получили», -- пожаловался руководитель АКОРТ. Свое противодействие финансовое ведомство страны аргументирует тем, что изменение механизма налогообложения приведет к потере для бюджета нескольких миллиардов рублей в год. «Мы могли бы эти деньги инвестировать в свое развитие, свои магазины, удовлетворение потребителей, -- пообещал г-н Белоновский. -- Но, к сожалению, нас никто не слышит».
Чтобы ситуация изменилась, нужны консолидированные предложения всех ключевых участников рынка, убежден председатель общественного совета при Министерстве сельского хозяйства, председатель правления Национального союза производителей молока и одновременно руководитель группы компаний «Русские фермы» Андрей Даниленко. «У государства есть желание, чтобы мы договаривались и приходили с уже готовыми решениями. Варианты, против которых есть возражения одной из сторон, приняты не будут, -- заверил эксперт. -- Мы (производители и ритейлеры. --
Ред.) должны, как взрослые, между собой договариваться о компромиссных решениях и выносить их на рассмотрение правительства». В противном случае будет так, как уже произошло с законом о торговле. «Если вы, как маленькие дети, между собой не можете договориться, то мы за вас все решим, и как решим, так вы и будете жить», -- пояснил логику исполнительной власти г-н Даниленко.
Как радикальное изменение в соотношении сил между производителями и сетевой торговлей расценивает г-н Даниленко решение о приобретении российской компании «Вимм-Билль-Данн» транснациональной корпорацией «ПепсиКо». «Вхождение на российский рынок такого игрока, как «ПепсиКо», который будет готов на предоплаты, на фиксированные цены, намерен вкладываться в развитие производства, покупать новые активы, означает, что будет и другое отношение со стороны государства к отрасли, -- надеется г-н Даниленко. -- С птицеводством, свиноводством у нас более или менее нормально, по зерну мы все равно экспортная страна. И начинается перекос финансирования в сторону крупного рогатого скота -- молока и говядины».
Однако появление на российском молочном рынке транснациональной корпорации может оказаться выгодным далеко не для всех. Перед частью молокозаводов появляются реальные перспективы закрытия. «Когда речь пойдет о строительстве новых заводов, соответствующих всем современным требованиям, возможно закрытие тех предприятий, которые неэффективны. Далеко не во все заводы даже из доставшихся «ПепсиКо» есть смысл вкладываться. Определенные производства экономически нецелесообразно модернизировать. Будет пересматриваться территориальное расположение производственной сети, возможна перебазировка ее ближе к сырьевой базе», -- полагает эксперт. «Региональные заводы должны пересмотреть свою стратегию развития либо в сторону переориентации на локальный рынок, либо в пользу серьезного перевооружения, либо уходить в узкомаржинальные, эксклюзивные сегменты. Это холодный душ для всех игроков рынка», -- предупреждает глава Союза производителей молока.