После того как в минувшее воскресенье три российских спутника системы ГЛОНАСС не долетели до орбиты и упали вместе с ракетой-носителем в Тихий океан в 1500 километрах северо-западнее Гонолулу, столицы штата Гавайи, ввод в эксплуатацию по графику Глобальной навигационной спутниковой системы оказался под угрозой срыва. А ведь только 30 ноября в ежегодном послании Федеральному Собранию президент Дмитрий Медведев заявил: «До конца года будет полностью сформирована спутниковая группировка ГЛОНАСС, а в ближайшие два года завершится создание основных цифровых навигационных карт и начнется применение спутниковых навигаторов системы». В понедельник президент РФ поручил генеральному прокурору Юрию Чайке и контрольному управлению администрации главы государства проверить расходование средств на реализацию программы создания навигационной группировки ГЛОНАСС. «Дмитрий Медведев потребовал провести проверку утраты трех спутников группировки ГЛОНАСС и представить ему предложения об ответственности лиц, причастных к происходящему», -- сообщила пресс-секретарь президента Наталья Тимакова.
Запуск некоторое время считался удачным, так как падение ракеты произошло вне радиовидимости национальных средств контроля, расположенных на территории России и «Роскосмос» не мог получить оперативную информацию, заявил вчера Интерфаксу-АВН источник в ракетно-космической отрасли. "В российской орбитальной группировке уже давно нет спутников-ретрансляторов. Поэтому телеметрическую информацию с космических аппаратов и разгонных блоков можно снимать только тогда, когда они находятся в зоне радиовидимости наземных средств контроля и наблюдения", -- сказал источник.
Специалисты из Космического научно-производственного центра имени Хруничева полагают, что техника работала безотказно, а к отклонению ракеты-носителя от траектории полета и падению спутников в океан привели ошибки в математическом обеспечении полетного задания, заложенного в бортовую вычислительную машину ракеты. Якобы в связи с этим ракета-носитель отклонилась от заданной траектории на восемь градусов.
Математики и программисты из Научно-производственного центра автоматики и приборостроения имени Н.А. Пилюгина, имевшие отношение к подготовке неудачного полета, отрицают эту версию. По их оценкам, система управления и программно-математическое обеспечение были на уровне, а причинами аварии являются другие факторы.
Ущерб от неудачного запуска измеряется миллиардами рублей, учитывая стоимость затонувших аппаратов и фактически сорванные сроки запуска ГЛОНАСС на полную мощность. Вчера куратор проекта в правительстве вице-премьер Сергей Иванов сообщил, что запуск спутников ГЛОНАСС был застрахован. Следовательно, потери отрасли будут не финансовые, а скорее репутационные, ведь уже не в первый раз пуск ГЛОНАСС отодвигается в неопределенное будущее. Представитель Минобороны заявил, что «неудача со спутниками ГЛОНАСС-М отложила на неопределенный срок окончание завершения формирования группировки спутников».
Частично система ГЛОНАСС используется уже несколько лет военными, а также картографами и геодезистами, но по плану в 2011 году она должна была заработать в полном объеме, начав вытеснение привычной россиянам американской системы GPS.
Вчера «Роскосмос» создал Межведомственную комиссию по расследованию причин нештатной ситуации, главой которой стал авторитетный в отрасли человек и, как утверждают эксперты, не связанный напрямую с системой ГЛОНАСС, -- начальник ЦНИИмаш (Центрального научно-исследовательского института машиностроения) Геннадий Райкунов.
Впрочем, не все еще потеряно. "Одним из возможных решений для выполнения поручения по охвату навигационным сигналом ГЛОНАСС всего мира может стать ввод в эксплуатацию нового экспериментального спутника "Глонасс-К", запуск которого намечен на конец года с космодрома Плесецк", -- заявил РИА Новости источник, принимавший участие в совещании в «Роскосмосе».
Первый спутник ГЛОНАСС был выведен Советским Союзом на орбиту 12 октября 1982 года (на четыре года позже американского спутника GPS). 24 сентября 1993 года система была официально принята в эксплуатацию с орбитальной группировкой из 12 спутников. В декабре 1995 года спутниковая группировка была развернута до штатного состава -- 24 спутника. Из-за малого срока службы число работающих спутников сократилось к 2001 году до шести. На сегодняшний день в составе системы ГЛОНАСС числятся 26 спутников. Из них два находятся в орбитальном резерве, а четыре на техобслуживании. Для стабильного сигнала на всей территории России необходимо 18 работающих спутников, для планетарного охвата -- 24 действующих аппарата.
В августе 2001 года
была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система", согласно которой полное покрытие территории России планировалось уже в начале 2008 года, а глобальных масштабов система достигла бы к началу 2010 года. Неоднократно сроки переносились, в основном по технологическим причинам, в том числе и связанным с программным (математическим) обеспечением системы. В августе 2010 года премьер-министр России Владимир Путин заявил, что в течение полутора лет в развитие ГЛОНАСС будет вложено еще около 48 млрд рублей.
Внедрение ГЛОНАСС в России является вопросом как политическим, так и экономическим. В первую очередь это связано с тем, что систему GPS контролируют американские военные. К 2013 году все новые транспортные средства, которые продаются на территории России, могут обязать оборудовать приемниками ГЛОНАСС, в том числе и на собираемых в России иномарках производителям будет предоставлена возможность устанавливать и ГЛОНАСС и GPS одновременно. Также планируется ввести пошлины на ввоз всей техники, оснащенной только GPS-приемниками, при этом будет взиматься пошлина до 25%. Но если устройство (например, мобильный телефон или навигатор) будет и с GPS и с ГЛОНАСС, то дополнительные пошлины взиматься не будут. Эти ограничения планируется ввести до 2012 года.