|
|
N°224, 07 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
У лохов есть глаза
«Убойные каникулы» на московских экранах
Компания молодых людей отправляется провести выходные в глубинку Западной Виргинии, в то самое место, где двадцать лет назад свирепствовал серийный убийца. По прибытии ребята немедленно сталкиваются в местном магазинчике с парочкой аборигенов -- явно не обремененных особым интеллектом обладателей натруженных красных шей, видавших виды клетчатых рубашек и непобедимого пивного амбре. Встреча эта определенно не сулит ничего хорошего, и друзьям очень скоро приходится в этом убедиться, когда одна из девушек, отправившаяся купаться, исчезает, а на стволе поваленного дерева обнаруживается криво вырубленная топором надпись: «Ваша подружка у нас»...
В вышеприведенном синопсисе «Убойных каникул» нет ни единого слова неправды. Да и вообще, любителям такого рода историй подобная ситуация знакома, мягко говоря, неплохо: сюжет о группе городских жителей, отправившихся в заповедную глушь и некстати повстречавшихся там с местными жителями, чья степень дегенеративной смури может достигать самых невероятных пределов, вот уже более чем четверть века является для киноужасов магистральным. Все началось, пожалуй, с исполненного ветхозаветной свирепости «Избавления» (1972) Джона Бурмена, практически сразу после него поджанр получил развитие в таких незаурядных творениях, как «Техасская резня бензопилой» (1974), «У холмов есть глаза» (1977) и «Перед самым рассветом» (1981), а к началу нулевых и вовсе поставлен на безостановочный кровавый поток. И еще один фильм такого рода вряд ли бы заслуживал особого упоминания, если бы дебютировавший в качестве сценариста и режиссера Элай Крейг не посмотрел на привычный расклад под совершенно особым углом зрения. В сущности, для провинциальной расчлененки «Каникулы» сделали то же самое, что некогда «Шрек» -- для полнометражной рисованной сказки а-ля Дисней. Все здесь происходит шиворот-навыворот: на самом деле напугавшие недорослей Такер (Алан Тьюдик) и Дейл (Тайлер Лабин) -- мировые парни, добродушные и даже несколько стеснительные (особенно бородач Дейл). И на виргинских выселках они оказались исключительно с целью попить пивка, поудить рыбу и отдохнуть от трудов праведных на только что купленной полуразвалившейся даче. А о том, что именно в их халупе некогда базировался местный маньяк, они и слыхом не слыхивали. И девушку Эллисон (Картина Боуден) они совсем не похищали, а наоборот, спасли после неудачного падения в воду. И грозное на первый взгляд послание оставили на стволе исключительно для того, чтобы помочь ей воссоединиться с приятелями... Но для молодых людей, выросших на соответствующих кинокартинах, они априори являются воплощением абсолютного зла. Так что довольно скоро самим Такеру и Дейлу приходится спасаться от раздухарившихся тинейджеров, которые, несмотря ни на что, мрут как мухи в череде нелепых и очень смешных (несмотря на фатальный исход) случайностей -- что позволяет Такеру и Дейлу сделать вывод, что молодежь приехала в их пенаты для совершения многоходового ритуала коллективного самоубийства.
Все это на самом деле здорово -- не просто смешно, но и остроумно, и по-своему очень обаятельно, хоть и кроваво. Заглавная парочка (в оригинале фильм называется попросту «Такер и Дейл против зла») вызывает искреннюю симпатию и в пантеоне культовых героев может составить достойную конкуренцию персонажам Саймона Пегга и Ника Фроста из другого сверхуспешного и настолько же неканонического хоррора последнего времени, «Зомби по имени Шон» (2004). Ну а что прием, использованный в «Каникулах», вряд ли можно назвать сверхоригинальным, так и источники, которые подпитывали Крейга со товарищи, были в общем-то элементарными. Никак не сложнее инструкции к электрической циркулярке.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ