Время новостей
     N°224, 07 декабря 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.12.2010
Независимость на доверии
Южная Осетия расширяет бюджетную самостоятельность на российские деньги
До Нового года должен быть готов план социально-экономического развития Южной Осетии на 2011 год. Таким образом, чиновники ставят формальную точку в процессе восстановления республики после войны 2008 года. Министр регионального развития России Виктор Басаргин пообещал на прошлой неделе в Цхинвали, что в 2011 году Россия выделит на развитие республики 6,8 млрд руб. Отвечать за их целесообразное расходование в равной мере будут Минрегион РФ и правительство Южной Осетии -- в рамках межправительственной комиссии, собирающейся раз в квартал. Южной Осетии удалось закрепить схему, согласно которой она участвует в планировании собственного будущего, -- и в расходовании средств, выделяемых на его обустройство.

Межправкомиссия провела уже второе заседание. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты не скрывал удовольствия: «Новая форма нашего сотрудничества предполагает большую ответственность и полномочия югоосетинской стороны в деле восстановления и развития республики. Это говорит о возросшем доверии сторон, а также свидетельствует о том, что Южная Осетия уже не та, что была в 2008 году». Тем не менее получить такую степень независимости и добиться таких результатов, как, например, глава находившейся после затяжной войны в сопоставимой ситуации Чечни Рамзан Кадыров, г-н Кокойты пока явно не смог.

Летом этого года международная исследовательская организация Internationаl Crisis Group опубликовала отчет о состоянии экономики Южной Осетии и пришла к выводу, что в общей сложности -- прямыми дотациями, гуманитарной помощью, целевым финансированием больших строительных проектов типа транскавказского газопровода Дзаурикау--Цхинвали -- Россия с августа 2008 года потратила на республику 840 млн долл. (или около 26 млрд руб.). Если исходить из очень оптимистичной оценки численности населения республики в 60 тыс. человек, в пересчете на душу населения это составляет 14 тыс. долл. (хотя сами авторы исследования полагают, что в республике живет вдвое меньше людей, и, следовательно, сумма на человека вдвое больше). Было бы странно, если бы после таких вложений Южная Осетия была бы «та же, что и в 2008-м».

Изменения действительно есть, но они не настолько велики, как можно было бы ждать. Есть длинный перечень восстановленных объектов. Но в республиканской столице по-прежнему разрушены многие жилые дома, качество дорог между населенными пунктами оставляет желать много лучшего, новой экономической инфраструктуры нет, а старая продолжает разрушаться.

Конечно, считать, что 840 млн долл. были в основном украдены, значит, упрощать ситуацию. Одно из возможных объяснений в том, что исследователи ICG считали деньги, которые было решено выделить, а это отнюдь не означает их выделения. Эксперты по Южной Осетии отмечают, что в прошлом году Россия обещала выделить на помощь республике 11,5 млрд руб., реально выделила 7,8 млрд, а отчитаться российские и югоосетинские чиновники в состоянии лишь за 1,5--2 млрд, которые дошли до республики. Счетная палата РФ минувшим летом обнаружила, что список окончательно восстановленных объектов по крайней мере всемеро короче, чем должен был быть -- 81 вместо 618.

«Есть еще незаконченные объекты, что вызывает определенную озабоченность населения республики, но хочу заверить, что все они будут завершены», -- в очередной раз пообещал Эдуард Кокойты.

На строительство и ремонт домов из 6,8 млрд в 2011 году выделяется 400 млн руб., на развитие промышленности -- 250 млн, сельского хозяйства -- 600 млн руб. Строго говоря, большой разницы между понятиями «восстановление» и «развитие» для югоосетинской экономики нет: с 2004 года по настоящее время она живет практически полностью за счет бюджета Российской Федерации, и судя по далеко не запредельным суммам ассигнований на промышленность и аграрный сектор, в ближайшем будущем эта картина не изменится.

При этом вместо битвы за скорейшее возрождение в Южной Осетии давно уже идет сражение за то, кого считать главным виновником неутешительных показателей восстановления республики. В первый послевоенный год, пока президент Южной Осетии отстаивал максимальную самостоятельность в части контроля за поступающими средствами, было принято считать, что в хищениях и нецелевом расходовании виновато его окружение. Но в 2009 году Москва настояла на назначении премьер-министром Вадима Бровцева -- предпринимателя из-под Челябинска, лично знакомого с главным российским ответственным за югоосетинское восстановление главой Минрегиона Виктором Басаргиным и его профильным заместителем Романом Пановым. Теперь ответственность за буксующее восстановление по крайней мере частично была переложена на Вадима Бровцева и его коллег по кабинету, а заодно и на весь российский Минрегион. Между президентом и премьером Южной Осетии разгорелась информационная война, в которой каждый практически прямым текстом уличал другого в служебном несоответствии.

Обмен нешуточными ударами показал, что и у Эдуарда Кокойты, и у Вадима Бровцева крепкий тыл в Москве. Оба сохранили кресла, хотя до сих пор г-ну Кокойты удавалось легко устранять из республики неудобных для него российских назначенцев. Создание межправительственной комиссии можно считать неким перемирием. Вместо межведомственной комиссии, в которой у Цхинвали было абсолютное меньшинство голосов, и так называемой «Южной дирекции» (ГУП при Минрегионе, главный госзаказчик программы восстановления), управлять процессом будет межправительственная комиссия с участием российских и югоосетинских чиновников. Правда, Минрегион явно не собирается уступать позиций: очевидно, что российской частью комиссии будут по-прежнему дирижировать Виктор Басаргин и Роман Панов, опирающиеся на «своего человека в Цхинвали» Вадима Бровцева.

Эдуард Кокойты пока больше не атакует Вадима Бровцева, но он явно рад расширению полномочий югоосетинской стороны: «Сегодня у нас больше ресурсов и возможностей для дальнейшего обустройства нормальной мирной жизни в республике. Два года для республики прошли успешно, в частности, в сложившихся взаимоотношениях с РФ, государственность Южной Осетии набирает все большую силу, в том числе в сфере планирования перспектив».

Главные планы относительно перспектив у г-на Кокойты определенно связаны с 2011 годом: поздно осенью истекает его второй и последний президентский срок. Москва уже не раз дала понять, что конституционной реформе в виде снятия ограничений длительности пребывания у власти она будет не рада. А комбинация с пересадкой президента в кресло премьер-министра, которая опробована в России в 2008 году и была также заимствована Грузией, недавно одобрившей конституционные поправки, расширяющие компетенцию правительства, в Южной Осетии не применима, пока кабинет контролируется Вадимом Бровцевым -- фигурой, представляющей отнюдь не интересы г-на Кокойты. Сочетание этих обстоятельств заставляет предполагать, что Южной Осетии предстоят динамичные выборы с лихо закрученным сюжетом. В Цхинвали и за его пределами уже начался и парад возможных альтернативных кандидатов, и поиски фигуры преемника, которая была бы избираема и в то же время позволила бы сохранить «все добро в доме».

В любом случае Эдуард Кокойты так и не стал югоосетинским Рамзаном Кадыровым, безальтернативной силой. Одна из причин чеченского успеха второй половины 2000-х годов, выражающегося в восстановленных городских кварталах, была, видимо, в том, что Рамзан Кадыров в какой-то момент почувствовал себя хозяином в своем доме, а не временщиком, которому интереснее "осваивать", чем реально строить. В Южной Осетии такой перелом в сознании элит, видимо, еще предстоит. Если он возможен в принципе.

Южную Осетию защитят "Смерчем"

Российские военные впервые признали размещение установок реактивных систем залпового огня (РСЗО) "Смерч" на территории Южной Осетии. Это подтвердил Интерфаксу-АВН источник в Южном военном округе. "В составе российской 4-й военной базы, дислоцирующейся в республике, имеется дивизион РСЗО "Смерч", который является штатным подразделением соединения (базы)", -- сказал собеседник агентства в понедельник. По его словам, "данные огневые средства находятся в Южной Осетии с начала формирования в республике российской военной базы и являются одной из основных систем оружия сдерживающего характера".

Ранее в понедельник источник в силовых структурах Южного федерального округа сообщил Интерфаксу-АВН, что российский дивизион реактивной залповой артиллерии развернут в районе Цхинвала. "Для предотвращения возможной агрессии со стороны Грузии недалеко от столицы Южной Осетии размещен отдельный гвардейский дивизион реактивной артиллерии, оснащенный системами реактивного залпового огня типа "Смерч", -- сказал собеседник агентства. По его словам, артиллерийский дивизион находится в полностью боеготовом состоянии. Личный состав укомплектован военнослужащими-контрактниками, имеющими опыт службы на данном виде реактивного артиллерийского комплекса.

Минимальная дальность действия неуправляемых ракет типа "Смерч" составляет 20 км, максимальная -- 70 км при коэффициенте вероятного отклонения не более 10 м. Площадь поражения одним залпом -- 70 га. Время подготовки к выполнению залпа составляет несколько минут.

В соответствии с соглашением об объединенной российской военной базе от 7 апреля 2010 года в Южной Осетии дислоцирована 4-я гвардейская российская военная база в гарнизонах Цхинвал и Джава. База создана на основании обращения к России руководства Южной Осетии.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Признание независимости Абхазии и Южной Осетии