|
|
N°158, 30 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Горный этап «Формулы-1»
«Гран-при Бельгии» ждет новых звезд
Как известно из многочисленных рекламных роликов, в Альпах золота нет. Арденны намного ниже альпийских хребтов, но в этих горах есть жемчужина, слава о которой сегодня гремит далеко за пределами Бельгии -- гоночная трасса, змейкой извивающаяся между Франкоршам, Ставелот и Малмеди. Именно «Спа-Франкоршам» в ближайшие выходные примет очередной этап чемпионата мира в классе «Формула-1».
В начале 1920 года два джентльмена, забравшиеся в горы на автомобиле, заложили песчинку, которая через много лет превратилась в жемчужину по имени «Спа-Франкоршам». Джентльменов звали Жюль де Трие и Анри Лангло ван Опхем. Первый был издателем газеты, а второй возглавлял спортивную комиссию Королевского автомобильного клуба Бельгии. Именно этим двум людям принадлежит честь открытия под Спа гоночной трассы, которую сегодня по праву называют самой красивой в Европе. Именно Жюль де Трие разработал проект 14-километрового гоночного кольца, которое уже в 1921 году должно было принять первую автомобильную гонку. Но...
Первый блин вышел комом. На гонку заявился всего один участник, и организаторы решили ограничиться проведением состязания мотоциклистов. Первые гонки на четырех колесах прошли здесь на следующий год. А в 1924-м, через год после первой гонки в Ле-Мане, в Арденнах был организован суточный марафон: «24 часа Франкоршам». Но это была лишь прелюдия: настоящий расцвет трассы в Спа начался с приходом в Арденны гонок «Гран-при».
Бельгия, которая имела честь организовать первую кольцевую автомобильную гонку в Европе в 1902 году, впервые провела розыгрыш национального Большого приза только в 1925 году. С тех пор, вплоть до второй мировой войны, в Спа почти каждый год устраивалось по две-три гонки: «24 часа Франкоршам», «Гран-при Бельгии» и соревнования мотогонщиков. Конечно, наибольший интерес вызывал розыгрыш Большого приза, но и 24-часовые гонки привлекали в Спа тысячи зрителей.
Долгое время кольцо в Спа было одним из самых длинных и быстрых в календаре чемпионата мира. И, наверное, ни одна другая трасса не вызывала у пилотов столь противоречивые чувства. Гонщики одновременно любили и ненавидели Спа. Каждый год арденнскую трассу ругали за переменчивую погоду, отвратительное покрытие и отсутствие надлежащих мер безопасности, но все без исключения признавали, что Спа -- это не только жемчужина Арденн, это и жемчужина «Формулы-1». Ее скоростные повороты с перепадами высот (максимальный разброс высот между высшей и низшей точками на старом кольце составлял около 175 метров), очаровывали пилотов. А о сложности этой трассы говорит хотя бы тот факт, что за 21 год проведения этапов чемпионата мира на старом кольце Спа только трем гонщикам -- Аскари, Фанхио и Кларку удалось выиграть здесь больше одного раза. «Королем Арденн» в 60-е по праву считался «летучий шотландец» Джим Кларк, четырежды первенствовавший в Спа.
С годами к красотам Арденнских гор постепенно привыкли, и трассу в Спа стали ругать все сильнее. В 1971 году Большой приз Бельгии на целых 12 лет перекочевал на другие автодромы: в Невель и Зольдер. За это время трасса претерпела значительные изменения, и в середине 80-х гонщики «Формулы-1», вернувшейся в Спа, вывели свои машины практически на новый трек. 14-километровое гоночное кольцо укоротили примерно вдвое, построили гравийные полосы безопасности и уложили новое покрытие. С этого момента самая красивая трасса Европы, проложенная по дорогам общего пользования, соединяющим три бельгийские деревушки в Арденнских горах, окончательно вошла в календарь чемпионатов мира, превратившись в колыбель великих чемпионов. Начиная с 1983 года, когда обновленная «Спа-Франкоршам» впервые стала ареной «Гран-при», и до 1998 года здесь выигрывали только чемпионы мира, настоящие и будущие. По пять побед у Сенны и Шумахера, три у Хилла, две у Проста, Мэнселл и Хаккинен первенствовали здесь по разу. Лишь в 1998-м победа в Спа досталась Култхарду, который пока не поддержал сложившейся традиции. Вполне возможно, что в этом году мы получим нового победителя «Гран-при Бельгии», чья карьера после этого пойдет в гору.
Дмитрий СИТНИК