В своем ежегодном послании Федеральному Собранию президент практически ничего не говорил о политической реформе, хотя ранее критиковал политическую систему страны. Корреспондент "Времени новостей" Наталья РОЖКОВА спросила у политологов, почему президент избежал этой темы и можно ли судить по содержанию послания о раскладе сил в тандеме накануне предвыборного года.«Политический союз Путина и Медведева сохраняется»Дмитрий ОРЛОВ, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций:-- Совершенно очевидно желание президента «построить здание», довести политическую реформу до логического завершения, в данном случае -- до уровня муниципалитетов. И этой задачи он хочет добиться к декабрю 2011 года, чтобы в условиях новых выборов партии имели эшелонированную внутреннюю структуру вплоть до муниципалитетов. Это создаст новые возможности для оппозиционных партий и одновременно является для них вызовом, проверкой на прочность, адекватность, быстроту принятия организационных решений. Если нужно будет оппозиции, да и правящей партии, брать под контроль тысячи муниципалитетов, разве это позволит застояться партийной крови?
Послание скорее важно для парламентской кампании-2011, оно дает аргументы для программы «Единой России», для коалиции власти -- президента, премьера и партии власти. Применительно к президентским выборам 2012 года послание явно не носило предвыборного характера. Будь это выступление кандидата в президенты, формат должен был быть другим. Речь президента обращена в будущее, и в отличие от многих обращений к различным группам это обращение к большинству, но не идеологизированное. Оно не содержит даже косвенных призывов к электоральной мобилизации. В то же время это индикатор серьезного взаимодействия аппаратов президента и премьера, потому что президент отмечал те же достижения в экономике, о которых недавно говорил премьер-министр. Многие ожидали, что Медведев бросит вызов Путину или правящему классу, но ничего этого не произошло. Политический союз Путина и Медведева сохраняется.
«Политические реформы не считаются приоритетными»Алексей МАКАРКИН, заместитель генерального директора Центра политтехнологий:-- Тема реформирования политической системы оказалась на периферии послания, и связано это с несколькими причинами. Прежде всего президент адресовал это послание обществу в целом, поэтому ключевой темой была защита детства, которая интересует практически все общество. О политической модернизации он говорил раньше в контексте диалога с элитами. А сейчас он говорил с точки зрения того, зачем нужна модернизация и как она повлияет на качество жизни людей. Ситуация такова, что как в обществе, так и в элитах политические реформы не считаются приоритетными.
В своем обращении в Интернете президент ранее сказал о стагнации, о застое, о серьезных политических рисках. Тема была вброшена для серьезной дискуссии, и она будет развиваться, но первые ответные заявления единороссов показали, что они таких рисков не видят. В основном ответ «Единой России» сводился к тому, что мы поддерживаем модернизацию, оппозиция деградирует по собственной вине, компрометирует политическую систему, а «Единая Россия» -- это консолидированная элита, на которую президенту придется опираться на парламентских выборах и на президентских, если он хочет баллотироваться.
Поэтому в своем послании глава государства немножко пошел навстречу парламентской оппозиции. Я говорю о применении пропорциональной и смешанной системы выборов на уровне муниципалитетов. Это достаточно спорное решение, так как на местном уровне обычно выбирают хорошо знакомые персоналии. Но практика показывает, что в итоге эти персоналии оказываются членами «Единой России». Партизация муниципальных выборов -- решение противоречивое, но это была одна из просьб парламентской оппозиции. А идти дальше, наверное, означало бы вызвать внутриэлитный конфликт и противоречия в правящей диархии. Поэтому президент минимизировал политическую составляющую в послании.
«Все серьезное в послание просто не попало»Дмитрий ОРЕШКИН, независимый политолог:-- Тема политической модернизации в послании президента развития не получила. Оглашение послания дважды откладывалось, но в том, что оглашено, я не вижу ничего такого, из-за чего бы его стоило откладывать. Отсюда вывод: все серьезное в послание просто не попало. Если это предвыборная речь, то она слаба. Страна переживает серьезные проблемы, и их надо решать серьезными методами. А то, что говорит Медведев, вызывает сочувствие, но это масштаб не лидера государства, а чиновника не самого высокого уровня, который решает, кому сколько платить. Президент должен представить логику и свое видение развития страны на ближайшие годы, определить, почему и как будут решаться основные задачи. А тут даже задачи не поставлены. Если это предвыборная стратегия, то она направлена на то, чтобы не обидеть действующие элиты. Это понравится элитным группам и не понравится избирателям, которые утомились слышать о «малых шагах от победы к победе».
Послание также демонстрирует удачное функционирование тандема на данный момент времени. Медведев выступал гораздо мягче, чем в его собственном выступлении о признаках политического застоя. Он просто следует по той тропинке, которая ему оставлена Путиным: дети, муниципалитеты, система ПРО. Не удается почувствовать индивидуальный вкус Дмитрия Анатольевича, он вернулся на год назад. Своих предвыборных позиций он не укрепил, продемонстрировав себя как хозяйственник, который оптимизирует отдельные звенья системы, но за систему в целом не берется.
«Участники тандема держат интригу»Алексей МУХИН, генеральный директор Центра политической информации:-- Конечно, Медведев в послании не стал педалировать тему политической модернизации. Но в то же время он совершенно ясно обозначил, что намерен изменить эту политическую систему, и даже назвал конкретные сроки -- к следующим парламентским выборам 2011 года. В целом послание было эмоциональным и походило на последние послания Путина в качестве президента. Как и Путин тогда, Медведев сегодня ушел от политической и даже социально-экономической конкретики и сосредоточился на будущем -- дети, инвалиды, экология. Тем самым Медведев еще раз подчеркнул свою связь с Путиным. Это видно даже в деталях. Например, была довольно интересная сентенция относительно создания Международного финансового центра в Москве -- это президентская тема, и отвечает за ее реализацию Волошин, но Медведев отметил, что этим также будет заниматься и Собянин как мэр Москвы, а Собянин воспринимается однозначно как человек Путина. Словом, президент обозначил, что планирует остаться в политической обойме после 2012 года и что он остается верен гуманистическим ценностям. С этой точки зрения документ составлен очень грамотно и стоит потраченных на него усилий. А будет ли он баллотироваться на второй срок, остается неизвестным. Тут участники тандема держат интригу.