|
|
N°220, 01 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Только если...
Предложения Дмитрия Медведева эксперты поддержали с оговорками
Светлана ПРОНИНА, исполнительный директор общественной организации «Право ребенка», руководитель гуманитарной программы «Помоги детям России»:
-- Радует, что президент определил семейную политику и политику в отношении детей в числе основных приоритетов государства. Очень важно понимать, что модернизация экономики имеет конкретную цель -- общее улучшение жизни 26 млн российских детей. Но реальное отношение государства к детям определяется не словами, а тем, как президентские инициативы осуществляются на практике.
К примеру, требует тщательного анализа и реформирования направление детской политики, которое касается сирот. Мне кажется национальным позором тот факт, что страна с многомиллионным населением не может устроить в семьи 130 тыс. детей. Слова президента о том, что органы опеки должны быть прямо нацелены на семейное устройство детей и помощь приемным семьям, надо рассматривать в качестве установки к реформированию государственного института опеки и корректировке действующего законодательства. В России необходимо внедрять все формы патроната или так называемого сопровождения детей -- семейный патронат, социальный патронат и постинтернатный патронат. А для этого нужно серьезно поправить федеральный закон об опеке и попечительстве.
Параллельно с этим нужно реформировать институт служб опеки. Службы не должны заниматься лишь исключением ребенка из семьи, они должны расширить свой функционал и осуществлять сопровождение детей в приемных семьях или, если речь идет о совершеннолетних подростках, их социализацию во взрослой жизни.
Инициатива президента, который призвал избавить от налогового бремени некоммерческие организации, специализирующиеся на помощи детям, тоже очень разумная. Я рассчитываю, что призыв президента будет воспринят чиновниками как можно быстрее. Ведь уже с 1 января 2011 года налоговый статус НКО будет фактически таким же, как у всех коммерческих структур, -- взносы во внебюджетные фонды составят все те же 34%.
Что же касается государственных грантов «детским» НКО, то тут необходимо усовершенствовать механизм предоставления денег и увеличить сами ассигнования. Если мы признаем, что детская политика -- государственный приоритет, то и госзаказ на оказание услуг детям должен быть увеличен.
Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор центра образования №548 «Царицыно», член Общественной палаты РФ:
-- Мне кажется правильным, что президент в своем послании обратил внимание на необходимость совершенствования системы образования. Ставка на подростков и старшеклассников -- верная ставка. Очевидно, что школьникам действительно нужно предоставлять возможность гармонично развиваться в рамках существующей системы образования.
Установку на поиск и поддержку талантливых детей я также приветствую, но тут надо понять одну очень важную вещь: обучение одаренных школьников -- очень трудная задача. Среднее образование рассчитано на обывателя, среднего потребителя образовательных услуг. Это накладывает отпечаток и на учебный процесс. Талантливый же ребенок может быть медлительным, но если дать ему немного времени, он сможет решить труднейшую задачу.
Такое время ребенку можно предоставить, если вспомнить положительные примеры из советской системы образования, когда существовал и вовсю работал институт так называемого дополнительного образования. В школе было множество различных кружков, которые давали возможность раскрыть таланты. Там у ребят было достаточно времени для реализации, там нет классических временных рамок, отведенных под урок, и там не ставят оценки -- ученик имеет право на ошибку. И должно быть ясно: если государство называет поиск талантов приоритетом, то должно платить за это, а не накладывать на родителей дополнительную финансовую ответственность.
Я положительно оцениваю проект «Школа будущего». Пять лет назад в Москве уже проходил аналогичный проект, тогда мы выиграли 10 млн руб. и сумели провести технологическое обновление всей школы. Однако не все регионы могут позволить себе подобные проекты, и тут федеральные власти должны подумать о выделении субсидий тем, кто очевидно не потянет.
Галина КАРЕЛОВА, замглавы комитета Госдумы по бюджету и налогам:
-- Я вижу в послании президента основу для нашей национальной идеи. Ключевая тема послания -- тема материнства и детства, тема ребенка, главной ценности будущего страны. Тема эта главная и для каждой семьи. Здоровье детей, условия их воспитания, среда, в которой они растут, благополучие семьи -- президент практически по каждому из этих аспектов предложил прагматичные и конкретные меры.
В первую очередь это, конечно, меры помощи и поддержки молодых семей. Мне представляется очень своевременным предложение президента сделать постоянно действующей норму, при которой можно использовать материнский капитал на погашение ипотечных жилищных кредитов и займов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года (сейчас на это имеют право только те, кто заключил договор до 31 декабря 2010 года). И очень хорошая идея выделять при рождении третьего и последующего ребенка семьям бесплатно землю под строительство. Сочетание же этих двух мер, уверена, будет отличной поддержкой для сотен молодых семей, особенно в сельскохозяйственных районах, где материнский капитал позволяет компенсировать значительную часть стоимости жилья.
Мне представляется также очень перспективной развитие программы родовых сертификатов, о которых говорил президент. Они помогли сдвинуть с места решение многих проблем в родильных домах и детских поликлиниках. Возможности сертификатов далеко не исчерпаны не только в медицине. Мне, как человеку, который принимал участие в их внедрении, очевидна та позитивная роль, которую может сыграть эта технология и в других сферах социальных услуг. В частности, есть смысл обсудить применение аналогичной технологии на региональном уровне в такой сфере, как дошкольные учреждения.
Геннадий СУХИХ, академик РАМН и директор ФГУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии»:
-- Президент затронул, несомненно, очень важную тему увеличения доступности технологий экстракорпорального оплодотворения. Чтобы оценить, насколько велика потребность в этом высокотехнологичном методе лечения бесплодия в нашей стране, достаточно сказать, что за границей на 1 млн популяции приходится в среднем 1000--1300 попыток ЭКО в год. У нас -- 140--150. Заложенные в бюджете 1 млрд 200 млн руб. на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в 2011 году и расширение перечня направлений ее оказания дает нам надежду на то, что мы сможем проводить больше попыток. Сегодня мы можем проводить только одну, максимум две попытки ЭКО для одной семьи. Этого бывает недостаточно. На Западе имеют возможность при необходимости делать по три-четыре попытки.
Строительство восьми новых перинатальных центров, запланированное на ближайшие годы, и широкое применение технологий донашивания младенцев, родившихся с недостаточной массой тела, -- это первоочередные цели отечественного здравоохранения, в достижении которых наш центр принимает самое активное участие. В этом году мы открыли четыре новых отделения, два из которых как раз занимаются интенсивной терапией и реанимацией таких детей. В день защиты детей, 1 июня 2011 года, мы откроем учебный центр, где будем обучать перинатологов.
|