Минтранс и Минфин согласовали окончательный вариант проекта закона о создании и функционировании дорожных фондов и передали его в правительство. Главный повод для разногласий двух ведомств урегулирован. Победила концепция Минтранса, по которой создание региональных дорожных фондов станет обязательным. Регионы возмущены: в дорожные фонды у них изымут часть доходов, направляемых сейчас на социальные нужды.
Проект закона о дорожных фондах сейчас проходит последние согласования в аппарате правительства. «Остались лишь небольшие технические вопросы, которые будут урегулированы в самое ближайшее время», -- заверил участников состоявшегося в конце минувшей недели в Совете Федерации «круглого стола» директор департамента бюджетной политики в отраслях экономики Министерства финансов Игорь Кузин. Как ожидается, в ближайшее время законопроект будет одобрен кабинетом министров и внесен в Госдуму. В Минфине надеются, что закон будет принят в ходе осенней сессии, чтобы уже с 1 января 2011 года дорожные фонды могли функционировать на законных основаниях. «Мы не должны войти в новый год без работающего дорожного фонда, -- заявил г-н Кузин. -- Будем успевать».
До недавнего времени было известно о единственном противоречии между двумя федеральными министерствами в отношении новой модели финансирования дорожного хозяйства. Минтранс настаивал, чтобы региональные дорожные фонды создавались в обязательном порядке. Аргументировалось это тем, что в противном случае у местных властей всегда найдутся более важные проблемы, на решение которых и уйдут средства, специально аккумулируемые сейчас для дорожного строительства. Минфин, отражая настроения некоторых регионов, полагал, что формирование региональных дорожных фондов должно быть добровольным. Представители финансового ведомства говорили, что регионы, у которых дорожная сеть поддерживается в приличном состоянии, должны иметь возможность использовать бюджетные средства на другие цели, а не продолжать «вкатывать» их в дороги
(см. «Время новостей» от 15 октября).
В результате аппаратной борьбы между двумя федеральными министерствами, похоже, победила концепция Министерства транспорта. Предполагается, что региональные дорожные фонды начнут функционировать после принятия в каждом субъекте федерации всей необходимой для этого нормативной базы. При ее формировании директор департамента бюджетной политики в отраслях экономики Минфина Игорь Кузин рекомендовал ориентироваться на соответствующее федеральное законодательство, которое будет касаться работы федерального дорожного фонда. Подготовительная работа в регионах должна быть завершена не позднее 1 января 2012 года.
Регионы будут обязаны направить на формирование дорожных фондов как минимум средства, поступающие в их бюджеты в виде акцизов на топливо и транспортного налога. Попытки урезать размеры дорожного фонда, предупредил Игорь Кузин, будут расцениваться как нарушение бюджетного законодательства.
Непосредственно в ходе «круглого стола» в Совете Федерации в принципе обязательности формирования дорожного фонда усомнился председатель комитета по вопросам экономического развития промышленности, строительства и ЖКХ законодательного собрания Краснодарского края Владимир Волчихин. Он заявил, что в их регионе на дорожное хозяйство и сейчас выделяются достаточные средства. Транспортный налог полностью передан муниципальным властям и его не собираются «ни отменять, ни снижать, иначе будет завал в муниципалитетах», полагает г-н Волчихин.
Но оказалось, что не хотят создавать дорожные фонды не только хорошо обеспеченные дорогами регионы, но и дотационные субъекты федерации. Своего коллегу поддержала представительница Якутии. Она признала, что дороги в ее регионе очень плохие. Но в региональный дорожный фонд уже со следующего года предполагается направить собираемые сейчас в регионе акцизы на моторное топливо и транспортный налог. Часть этих средств шла на социальные нужды, для финансирования которых найти другие источники дотационной республике будет очень трудно. Не пожелав себя назвать, скромная сотрудница якутского финансового ведомства предложила в обязательном порядке направлять в дорожные фонды только ту дополнительную часть акциза, которая вводится со следующего года специально для увеличения финансирования дорожного хозяйства (в виде примерно 1 руб. с литра моторного топлива). Правда, первый рубль пойдет исключительно в федеральные дорожные фонды, еще один дополнительный рубль с 2012 года будет делиться между регионами и федерацией пополам, и только третий рубль с 2013 года полностью останется в распоряжении региональных дорожных фондов. Игорь Кузин порекомендовал обратиться с этой «головной болью» к Минтрансу.
Одновременно чиновник Минфина попытался успокоить представителей регионов: как поступать с транспортным налогом, решать только им самим. Никто их не будет заставлять снижать этот налог. А дополнительные доходы, которые региональные бюджеты получат после повышения топливного акциза на второй рубль в 2012 году, полностью покроют их потери от отмены транспортного налога.
Появление дорожных фондов, по словам г-на Кузина, формально не приведет к «окрашиванию» бюджетных доходов. Они создаются без прямой привязки к определенным источникам поступлений. Размеры финансирования фондов будут определяться на основе оценок прогнозных объемов сборов по акцизам, транспортному налогу и другим источникам доходов, которые служат для определения базового объема дорожного фонда. Но распоряжаться средствами на дорожное хозяйство можно будет именно в том объеме, в котором они будут зафиксированы в бюджете на предстоящий год, даже если реальные доходы по предполагаемым источникам финансирования этих фондов будут больше или меньше запланированного. Корректировку в ту или иную сторону можно будет провести при верстке бюджета на следующий год.
Когда речь заходит о деньгах на дорожное строительство, невозможно пройти мимо темы качества и цены работ. «Деньги, конечно, решают все. В бюджете на следующий год впервые заложены огромные средства на строительство дорог в наших городах», -- начал с хорошей новости первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по промышленной политике Сергей Шатиров. Но непрозрачность в расходовании средств, по его словам, создает опасность появления новой «черной дыры», которой до недавнего времени было сельское хозяйство. Ситуация там изменилась после того, как «туда пришел частник, который сам у себя не украдет». Чтобы навести порядок и в дорожном хозяйстве, прежде всего, по мнению г-на Шатирова, надо заняться пересмотром технических регламентов, строительных стандартов и норм.
Некоторые новации в этой сфере обнародовал на «круглом столе» заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Иннокентий Алафинов. Так, уже в ближайшее время «Росавтодор» намерен оборудовать освещение на федеральных трассах, проходящих по населенным пунктам. Там же будут установлены и барьерные ограждения вдоль дороги. Как известно, в качестве компенсации повышенного акциза на моторное топливо для сельского хозяйства решено выделить 5 млрд руб. в 2011 году, 6 млрд -- в 2012-м, и по 7 млрд руб. в 2013-м и последующие годы на строительство дорог для сельских населенных пунктов. В первую очередь дорогами будут обеспечиваться населенные пункты с числом жителей более 125 человек, расстояние от которых до существующих дорог не превышает 5 км.
Кроме того, будут пересмотрены проектировочные нормы ширины автодорог. Сейчас они допускают, чтобы ширина каждой полосы движения была от 3,5 до 3,75 метра. Этим часто пользуются проектные институты, которые закладывают ширину по максимуму. В итоге, по словам г-на Алафинова, на четырехполосной дороге фактически появляется место для пятой полосы движения, которое эффективно не используется. В новых стандартах ширина полосы будет определена однозначно -- 3,5 метра. А сенатор Шатиров призвал «Росавтодор» не монументальничать и строить дорожные развязки не из бетона, а из стали.
Начальник департамента транспорта и связи Тверской области Церен Церенов предложил в корне поменять оценку эффективности финансирования дорожного хозяйства. По его мнению, результативность освоения бюджетных средств надо мерить не квадратными метрами уложенного асфальта или кубометрами убранного снега, а отсутствием на дорогах ям и снега. Контролировать это должны сотрудники федеральной ГИБДД, задействуя имеющиеся в их распоряжении штрафные санкции.
Представитель Тверской области также попросил изменить постановление правительства, которое запрещает региональным властям использовать передвижные посты весового контроля на автодорогах. Стационарные посты эффективны только на федеральных трассах. Более разветвленная региональная дорожная сеть не позволяет контролировать передвижение по ней грузового автотранспорта. «Это полностью обезоружило нас перед большегрузами. Мы потеряем сеть местных дорог в самое ближайшее время», -- предупредил г-н Церенов. «Это боль всех регионов», -- раздался возглас из зала. Большегрузные фуры, которые гоняют на федеральных трассах, в массовом порядке уходят на местные автодороги, полностью их разбивая. Проблема только усугубится после того, как вскоре (также для финансирования дорожного фонда) будет введен дополнительный сбор с подобных большегрузных машин.
Резкий рост финансирования дорожного хозяйства поднимает вопрос о физической способности этого сектора экономики освоить обрушившиеся на него средства. По словам эксперта компании АКГ «Развитие бизнес-систем» Александра Филимонова, надежда только на то, что «закончилось строительство кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга -- одного из двух крупнейших дорожных проектов, на которых сейчас задействованы все существенные технические резервы». Другой главный проект дорожного строительства в России связан с Олимпийскими играми в Сочи.