|
|
N°216, 25 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Закономерная случайность
Морская граница Северной и Южной Кореи стала источником конфликта
Представитель МИД Северной Кореи возложил вчера на Южную Корею ответственность за артиллерийскую перестрелку в Желтом море в минувший вторник. По версии Пхеньяна, утром 23 ноября глава делегации КНДР на межкорейских военных переговорах по телефону потребовал от главы делегации Южной Кореи отменить учебные стрельбы в районе острова Енпхендо в ходе военных маневров «Хогук». «Однако, несмотря на предупреждение с нашей стороны, противник обстрелял территориальные воды КНДР в данном районе», и в этой ситуации северяне нанесли ответный удар по артиллерийским позициям противника «в целях самообороны». В северокорейском МИД КНДР считают, что причиной этого инцидента стала разграничительная линия, незаконно установленная в Желтом море американцами сразу после подписания соглашения о перемирии в конце Корейской войны 1950--1953 годов. В Пхеньяне неоднократно настаивали на переносе этой линии на юг.
В результате стрельбы с южнокорейской стороны погибли двое морских пехотинцев и двое строительных рабочих, ранения получили более 15 человек. Этот обстрел некоторые эксперты поспешили назвать «самым серьезным инцидентом» чуть ли не со времени Корейской войны. Хотя точнее назвать его самым серьезным инцидентом за последние два десятилетия -- рейд северокорейских коммандос на Сеул в 1968 году, убийство офицеров США в демилитаризованной зоне в 1976-м или покушение на южнокорейского диктатора Чон Ду Хвана в 1981-м обостряли ситуацию куда сильнее.
Нынешний инцидент зачастую связывают с новым этапом развития ядерной программы КНДР и воспринимают его традиционный северокорейский прием -- сначала они раздувают кризис, а потом выпрашивают международную помощь за возвращение к примерному поведению. По другой версии эта провокация связана с передачей власти в КНДР и желанием «младшего Кима» показать характер. Однако СМИ уже привыкли связывать с процессом наследования власти любые заметные события, имеющие отношение к Северной Корее.
Люди, мыслящие штампами «холодной войны», сегодня есть во власти не только на Севере, но и на Юге. Со времени прихода к власти в Южной Корее в феврале 2008 года президента Ли Мен Бака сфера общения с Севером оказалась в Сеуле в руках архаичных консерваторов, воспринимающих свое возвращение в большую политику как исторический шанс свалить северокорейский режим и объединить страну. По степени неадекватности восприятия реальности и склонности подменять ее пропагандистскими штампами они вполне достойны своих северокорейских коллег.
Однако на этот раз трагический инцидент был не провокацией, чьи нити тянутся на самый верх, а своего рода «закономерной случайностью». Обстрел произошел на фоне крупномасштабных военных учений южнокорейской армии, проводимых в последнее время регулярно. В условиях постоянного психологического напряжения существенно повышается вероятность того, что действия южан будут поняты северокорейцами превратно и повлекут неприятные последствия -- в условиях чрезвычайной ситуации реагировать надо быстро, не тратя времени на перепроверку информации. КНДР воспринимает крупномасштабные маневры в ее приграничной зоне как репетицию или прикрытие для вторжения. Связано это с тем, что для Пхеньяна «холодная война» продолжается, и тамошним военным свойственно видеть свою страну в кольце врагов, на провокации которых должно давать безжалостный вооруженный ответ. «Добро» на открытие огня давно не требует согласования на самом верху -- сегодня северокорейские моряки получили инструкцию действовать «по обстановке».
Необходимо обратить внимание на два момента. Первый -- телефонограмма с Севера на Юг с протестом против учений и вопросом, не являются ли они подготовкой к вторжению. Второй -- признание южан в том, что в ходе учений в сторону, откуда затем последовал северокорейский удар, были проведены учебные артиллерийские стрельбы. На Юге, правда, утверждают, что стреляли не прямо на север в сторону КНДР, а на запад. Но граница в этом районе проходит так, что полетевший в этом направлении снаряд также направится «в сторону противника». Похоже, об этом и говорят северяне, выставляя свои действия как ответ на вражескую провокацию.
Есть ли вероятность перерастания трагического инцидента в новую Корейскую войну? Пока стороны лишь обменялись жесткими заявлениями, суть которых сводится к тому, что малейший намек на повторение подобных провокаций будет рассматриваться как начало боевых действий и вызовет массированный ответ. До таких взаимных предупреждений дело раньше не доходило.
Однако не следует приписывать руководству КНДР самоубийственные и иррациональные мотивы в поведении. Миллионная -- четвертая в мире по численности -- армия КНДР оснащена устаревшим оружием образца 1970--1980-х годов, ей недостает топлива, запчастей и всего другого, что необходимо для ведения успешной войны. В армии Южной Кореи служат почти 700 тыс. человек (шестое место в мире), и это современная и хорошо оснащенная армия. США в случае нападения на Южную Корею автоматически выступают на ее стороне, а ее армия переходит в подчинение американцев. И в этом случае даже гипотетическое применение Севером ядерного оружия не сможет изменить исход конфликта. Напротив -- в отношении страны, нарушившей ядерное табу, международное сообщество сочтет легитимным любой ответ.
После обстрела Совет Безопасности ООН собрался на рутинное заседание. Вашингтон называет действия КНДР «провокацией» и напоминает, что не оставит южнокорейских союзников в беде. Москва и Пекин призывают к диалогу и благоразумию. Заметим, что Россию кризис пока особо не задел: Управление погранвойск ФСБ по Приморскому краю сообщило, что ситуация на границе спокойная, стабильная. Не видно и прямого воздействия инцидента на судьбу совместных российско-корейских (как двух-, так и трехсторонних) проектов.
Однако нашей стране невыгодно такое развитие событий, при котором вероятность повторения подобных инцидентов будет оставаться высокой. Россия должна добиваться объективного рассмотрения ситуации с тем, чтобы остаться в стороне от политических игр, направленных на нагнетание межкорейской напряженности и косвенное провоцирование конфликтов. Придерживаясь «равноудаленных» отношений с корейскими государствами, Москва может склонить Пхеньян и Сеул к тому, чтобы они попытались бы как минимум воздерживаться от резких действий.
Приближение к опасной грани противостояния должно стать поводом для пересмотра Севером и Югом своих оценок ситуации, снижения градуса взаимного напряжения и начала переговоров -- возможно, при посредничестве третьих стран, в том числе России. Похоже, настало время вернуться к договоренностям, достигнутым на межкорейском саммите 2007 года. Ведь тогда Север и Юг договорились и об урегулировании вопроса о спорной морской границе в Желтом море, ставшего одним из главных источников нынешнего конфликта.
Константин АСМОЛОВ, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН